Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 апреля 2008 г. N Ф09-2371/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.08.2007 (резолютивная часть от 23.08.2007) по делу N А76-5030/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Стэкк" - Стадченко А.В. (доверенность от 09.01.2007);
открытого акционерного общества "Челябинский электромеханический завод" (далее - общество "ЧЭМЗ") - Стадченко А.В. (доверенность от 09.01.2008), Ялалова Э.А. (доверенность от 09.01.2008).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. От Нижне-Обского бассейнового водного управления Отдела водных ресурсов по Челябинской области поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
Общество "ЧЭМЗ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска (далее - комитет) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 5,413 га, расположенного по адресу: г. Челябинск, п. Шершни, ул. Центральная, 3б, и обязании администрации г. Челябинска принять решение о предоставлении заявителю в собственность данного участка, а также признании незаконным бездействия комитета, выразившегося в неподготовке договора купли-продажи указанного земельного участка и обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, произвести расчет выкупной цены данного участка исходя из ставки, действующей на дату подачи заявки на выкуп (с учетом уточнения заявленных требований в части площади земельного участка).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Роснедвижимости по Челябинской области, Нижне-Обское бассейновое водное управление Отдела водных ресурсов по Челябинской области и общество "Стэкк".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.08.2007 (резолютивная часть от 23.08.2007) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие администрации г. Челябинска, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 5,413 га, расположенного по адресу: г. Челябинск, п. Шершни, ул. Центральная, 3б, кадастровый номер 74:36:05 02 015:0006, как противоречащее ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал администрацию г. Челябинска в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о передаче в собственность общества "ЧЭМЗ" земельного участка площадью 5,413 га, расположенного по адресу: г. Челябинск, п. Шершни, ул. Центральная, 3б, кадастровый номер 74:36:05 02 015:0006.
В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия комитета, выразившегося в неподготовке договора купли-продажи указанного земельного участка, отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2008 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация г. Челябинска просит указанные решение и постановление отменить в части признания незаконным бездействия администрации г. Челябинска, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 5,413 га, расположенного по адресу: г. Челябинск, п. Шершни, ул. Центральная, 3б, кадастровый номер 74:36:05 02 015:0006, и обязания администрации г. Челябинска принять решение о передаче в собственность общества "ЧЭМЗ" указанного земельного участка, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Заявитель ссылается на несоответствие выводов судов положениям п. 14 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1.4.1 постановления главы г. Челябинска от 28.08.2002 N 1220-п "Об утверждении временного порядка подготовки и оформления документов при продаже земельных участков приватизированным предприятиям, иным собственникам недвижимости на территории г. Челябинска".
В отзыве на кассационную жалобу комитет поддержал доводы заявителя жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты в названной выше части, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Общество "ЧЭМЗ" и общество "Стэкк" в отзыве на кассационную жалобу просили оставить указанные судебные акты без изменения ввиду необоснованности доводов заявителя.
Как установлено судами, обществу "ЧЭМЗ", зарегистрированному администрацией Центрального района г. Челябинска 06.01.1993 в качестве юридического лица, предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, п. Шершни, ул. Центральная, 3б, площадью 6,1314 га, что следует из постановления главы администрации г. Челябинска от 05.11.1992 N 1134 "Об отводе земельного участка и выдаче государственного акта Ч N 000579-92 на право постоянного пользования землей Челябинскому опытному электромеханическому заводу" и государственного акта от 05.11.1992 N 000519-92 на право постоянного пользования землей для эксплуатации территории завода и стадиона в поселке Шершни в Центральном районе.
Постановлением главы г. Челябинска от 11.07.2002 N 950-п и от 18.07.2002 N 997-п площадь земельного участка уменьшена до 5413 га за счет передачи части земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "ПФК "Три-М", в последующем реорганизованному путем слияния в общество "Стэкк".
Земельный участок прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 74:36:05 02 015:0006, разработан ситуационный план (проект) границ выкупаемого земельного участка, согласованный со смежными землепользователями.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности в соответствии с решением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 23.12.1992 N 366, а именно: здание электроремонтного цеха, здание заводоуправления, здание проходной, здание котельной, здание инструментального цеха, здание материального склада, здание склада механизированного стеллажного, сварочно-штамповочное отделение.
Челябинским областным комитетом по управлению государственным имуществом 03.04.2003 произведен расчет выкупной цены спорного земельного участка.
Заявитель неоднократно обращался в Челябинский областной комитет по управлению государственным имуществом (03.04.2003, 17.05.2003) и Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска (10.11.2006) с заявками на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка.
Поскольку решение о предоставлении земельного участка площадью 5,413 га, расположенного по адресу: г. Челябинск, п. Шершни, ул. Центральная, 3б, кадастровый номер 74:36:05 02 015:0006, принято не было, общество "ЧЭМЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия администрации г. Челябинска, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 5,413 га, расположенного по адресу: г. Челябинск, п. Шершни, ул. Центральная, 3б, кадастровый номер 74:36:05 02 015:0006, и обязания администрации г. Челябинска принять решение о передаче в собственность общества "ЧЭМЗ" данного земельного участка, а также суд апелляционной инстанции, оставляя решение в данной части без изменения, правомерно исходили из исключительного права граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений - на приватизацию земельных участков под данными объектами, предусмотренного п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этом земельном участке, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 указанного Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом, как разъяснено в п. 4 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Установив, что заявление о выкупе спорного земельного участка подано обществом "ЧЭМЗ" с соблюдением требований, установленных п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, доказательств невозможности приватизации спорного земельного участка в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации администрацией г. Челябинска не представлено, суды правомерно признали бездействие администрации г. Челябинска противоречащим ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права заявителя, в связи с чем на основании ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили заявленные требования в указанной части.
Доводы о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с запретом приватизации согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации суды верно отклонили, поскольку из представленных в материалы дела проекта границ земельного участка с градостроительными регламентами, кадастрового плана размещения земельного участка следует, что земли общего пользования на спорном земельном участке отсутствуют, доказательств расположения испрашиваемого заявителем земельного участка в границах земельного участка, отнесенного к землям общего пользования, не представлено.
Выводы судов являются правильными, сделанными на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, при рассмотрении дела судами допущено не было.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что бездействием Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом были нарушены его права, поскольку в силу п. 14 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" именно комитет являлся органом, принявшим решение о приватизации государственного или муниципального имущества, получил надлежащую правовую оценку суда апелляционной инстанции, правильно отклонен. Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ п. 14 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отменен, с 01.07.2006 вопросы выкупа земельных участков находятся в ведении муниципальных образований.
Ссылка администрации г. Челябинска на принадлежность спорного земельного участка в нарушение п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации к нескольким территориальным зонам верно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку не подтверждена материалами дела.
Довод администрации г. Челябинска о том, что суды неправомерно обязали ее принять решение о передаче в собственность общества "ЧЭМЗ" спорного земельного участка, а не о рассмотрении соответствующей заявки о выкупе, как это предусмотрено п. 1.4.1, 2.1.4 Временного порядка подготовки и оформления документов при продаже земельных участков приватизированным предприятиям, иным собственникам недвижимости на территории г. Челябинска, также исследовался судом апелляционной инстанции, правомерно признан несостоятельным. Как усматривается из материалов дела, позиция администрации г. Челябинска, ее возражения по заявленным требованиям свидетельствуют о том, что уклонение администрации г. Челябинска от принятия решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 5,413 га, расположенного по адресу: г. Челябинск, п. Шершни, ул. Центральная, 3б, кадастровый номер 74:36:05 02 015:0006, по существу является не просто бездействием должностных лиц администрации г. Челябинска по рассмотрению заявления, а по сути отказом в предоставлении данного участка в виде бездействия.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку при подаче кассационной жалобы администрацией г. Челябинска государственная пошлина в сумме 1000 руб. уплачена не была, она подлежит взысканию с заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.08.2007 (резолютивная часть от 23.08.2007) по делу N А76-5030/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с администрации г. Челябинска в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод администрации г. Челябинска о том, что суды неправомерно обязали ее принять решение о передаче в собственность общества "ЧЭМЗ" спорного земельного участка, а не о рассмотрении соответствующей заявки о выкупе, как это предусмотрено п. 1.4.1, 2.1.4 Временного порядка подготовки и оформления документов при продаже земельных участков приватизированным предприятиям, иным собственникам недвижимости на территории г. Челябинска, также исследовался судом апелляционной инстанции, правомерно признан несостоятельным. Как усматривается из материалов дела, позиция администрации г. Челябинска, ее возражения по заявленным требованиям свидетельствуют о том, что уклонение администрации г. Челябинска от принятия решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 5,413 га, расположенного по адресу: г. Челябинск, п. Шершни, ул. Центральная, 3б, кадастровый номер 74:36:05 02 015:0006, по существу является не просто бездействием должностных лиц администрации г. Челябинска по рассмотрению заявления, а по сути отказом в предоставлении данного участка в виде бездействия."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2008 г. N Ф09-2371/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника