Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 апреля 2008 г. N Ф09-2582/08-С5
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2008 г. N Ф09-2582/08-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат" (далее - общество "Ураласбест") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2007 (резолютивная часть от 13.11.2007) по делу N А60-18815/2007-С3 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 (резолютивная часть от 17.01.2008) по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Ураласбест" - Пичугин И.А. (доверенность от 09.01.2008 N 01-04/01);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Свердловской железной дороги (далее - общество "РЖД") - Мыльников В.В. (доверенность от 08.12.2007), Ахметзянова Н.А. (доверенность от 26.03.2008).
Общество "Ураласбест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском об обязании общества "РЖД" заключить договор от 10.05.2007 N 2/3 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества "Ураласбест" при станции Асбест Свердловской железной дороги от 10.05.2007 в редакции истца.
Решением суда от 20.11.2007 (резолютивная часть от 13.11.2007) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 (резолютивная часть от 17.01.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Ураласбест" просит отменить указанные судебные акты, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное толкование судами положений ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что решение и постановление судов подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Как установлено судами, при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества "Ураласбест" от 10.05.2007 N 2/3 стороны не пришли к соглашению относительно содержания абз. 3 п. 11, которым предусмотрен порядок предоставления неоплачиваемого технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест.
В редакции истца спорный пункт изложен следующим образом: "Неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов локомотивом владельца к местам погрузки грузов владельца и контрагентов и уборкой вагонов с этих мест, составляет 3 часа для вагонов из состава разборочных передач и маршрутов. Неоплачиваемое время предоставляется для вагонов (груженых и порожних), прибывающих в адрес владельца и контрагентов".
Ответчик полагает, что владельцу пути необщего пользования, обслуживаемого собственным локомотивом, не должно предоставляться неоплачиваемое технологическое время в тех случаях, когда он получает грузы для себя, поскольку Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации не предусматривает совпадения в одном лице владельца пути необщего пользования и грузополучателя или грузоотправителя, в связи с чем настаивает на своей редакции, согласно которой неоплачиваемое время предоставляется для вагонов (груженых и порожних), прибывших только в адрес контрагентов.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что предоставление неоплачиваемого технологического времени на доставку вагонов к местам погрузки, выгрузки самого владельца пути необщего пользования законодательством не предусмотрено, в связи с чем спорный пункт договора в предложенной ответчиком редакции соответствует положениям Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Однако выводы судов сделаны без учета следующей правовой позиции, высказанной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2007 N 11978/06, от 27.03.2007 N 13168/06 и др.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца пути между перевозчиком и владельцем пути заключается договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В таком случае вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором железнодорожные выставочные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в этом случае исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на эти пути и сдачи перевозчику (п. 2.1, 3.1,3.3, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).
В соответствии со ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования должно быть оговорено технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест.
Согласно п. 3.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.09.2003 N 67, технологическое время состоит из времени, затрачиваемого владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования на выполнение маневровой работы своим локомотивом с вагонами, поступающими в адрес обслуживаемых им грузоотправителей, грузополучателей при подаче и расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки грузов таких грузоотправителей, грузополучателей и уборке вагонов с этих мест.
Исходя из ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами, контейнерами вносится перевозчику владельцем железнодорожного пути необщего пользования и исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам этого пути на железнодорожных выставочных путях до момента возвращения их на железнодорожные выставочные пути. В оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с указанных мест. В таком случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования плату, перечисленную владельцем пути перевозчику.
Правило ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли эти ветвевладельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями.
Поскольку вагоны, предназначенные владельцу железнодорожного пути необщего пользования как грузоотправителю или грузополучателю, также подаются перевозчиком на выставочные пути, а дальнейшее их продвижение к местам погрузки, выгрузки и возвращение на выставочные пути производится локомотивом владельца пути, последний, являясь грузоотправителем или грузополучателем, также выполняет маневровые работы своим локомотивом при подаче вагонов на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с этих мест.
Время на выполнение названных операций в силу п. 2 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не должно включаться в оплачиваемое время пользования вагонами.
Продолжительность операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, толкование ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, данное в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования должно согласовываться время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с мест общего пользования, подлежащее исключению из времени нахождения вагонов на подъездном пути, и в том случае, когда владелец железнодорожного пути необщего пользования сам является грузоотправителем или грузополучателем.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании п. 3 ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное истолкование закона), дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении суду необходимо оценить все отмеченные выше обстоятельства и принять законный и обоснованный судебный акт исходя из норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2007 (резолютивная часть от 13.11.2007) по делу N А60-18815/2007-С3 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 (резолютивная часть от 17.01.2008) по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правило ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли эти ветвевладельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями.
...
Время на выполнение названных операций в силу п. 2 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не должно включаться в оплачиваемое время пользования вагонами.
Продолжительность операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, толкование ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, данное в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования должно согласовываться время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с мест общего пользования, подлежащее исключению из времени нахождения вагонов на подъездном пути, и в том случае, когда владелец железнодорожного пути необщего пользования сам является грузоотправителем или грузополучателем."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 апреля 2008 г. N Ф09-2582/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника