Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 апреля 2008 г. N Ф09-2589/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Государственной жилищной инспекции Пермского края (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2008 по делу N А50-17404/07.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика г. Верещагино" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 16.10.2007 N 2250пр о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Определением суда от 04.12.2007 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен прокурор Верещагинского района Пермского края (далее - прокурор).
Решением суда от 11.01.2008 (резолютивная часть от 10.01.2008) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и отсутствие процессуальных нарушений при привлечении предприятия к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, прокурором 06.09.2007 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса, согласно которому предприятием в период с 16.08.2007 по 04.08.2007 без законных оснований не предоставлялась коммунальная услуга по горячему водоснабжению гражданам, проживающим в обслуживаемом обществом жилом доме.
Указанное постановление направлено прокурором в инспекцию для рассмотрения в соответствии со ст. 23.55 Кодекса.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией вынесено постановление от 16.10.2007 N 2250пр о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса, в виде наложения штрафа в сумме 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из недоказанности наличия в действиях предприятия вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения, а также из наличия существенных нарушений процессуальных требований при привлечении предприятия к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, основаны на материалах дела и соответствуют действующему законодательству.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) установлен состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение.
В соответствии с названным пунктом Правил горячее водоснабжение -круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В силу п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в частности, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Статьей 7.23 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Вместе с тем в силу ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 26.1 Кодекса, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия события административного правонарушения и иных обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд, исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела (постановление прокурора от 06.09.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление инспекции от 16.10.2007 N 2250 о привлечении предприятия к административной отвественности, переписку между муниципальным унитарным предприятием "Верещагинские тепловые сети", предприятием и обществом с ограниченной ответственностью "Пермрегионгаз"), пришел к обоснованному выводу о том, что период отсутствия горячего водоснабжения, указанный в постановлении прокурора от 06.09.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении, а также в оспариваемом постановлении инспекции от 16.10.2007 N 2250 избран произвольно и документально не подтвержден, обстоятельства отключения горячего водоснабжения и его причины в полном объеме не исследованы, не определены объекты жилого фонда, обслуживаемого обществом, в которые было прекращено горячее водоснабжение, а также не представлено доказательств виновности общества в прекращении подачи горячего водоснабжения.
Таким образом, инспекцией не исполнена предусмотренная ст. 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 29.10 Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием привлечения предприятия к административной ответственности.
Кроме того, ч. 2 ст. 25.1, ст. 28.2 Кодекса регламентируют порядок рассмотрения административным органом дел об административных правонарушениях и составление протокола об административном правонарушении, при этом по смыслу указанных статей Кодекса административный орган обязан представить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названными статьями.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса (ч. 2 ст. 28.4 Кодекса).
В силу правовой позиции, высказанной в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.
Вместе с тем судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановление прокурора от 06.09.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отсутствие законного представителя предприятия. Доказательств, подтверждающих извещение предприятия о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы дела не содержат.
Неизвещение предприятия о производстве указанных процессуальных действий является существенным нарушением процессуальных требований, установленных Кодексом, которое ограничивает гарантированные законом права участников производства по делу об административном правонарушении.
В связи с изложенным суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для привлечения предприятия к административной ответственности, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление инспекции.
Всем обстоятельствам дела судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки фактических обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения спора по существу, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2008 по делу N А50-17404/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса (ч. 2 ст. 28.4 Кодекса).
В силу правовой позиции, высказанной в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.
...
Неизвещение предприятия о производстве указанных процессуальных действий является существенным нарушением процессуальных требований, установленных Кодексом, которое ограничивает гарантированные законом права участников производства по делу об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2008 г. N Ф09-2589/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника