Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 апреля 2008 г. N Ф09-2933/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Пермского краевого Фонда обязательного медицинского страхования (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.01.2008 по делу N А50-17529/07.
В судебном заседании приняли участие представители администрации Краснокамского муниципального района Пермского края (далее - администрация) - Куличкова М.Л. (доверенность от 14.11.2008 N 2), Амелина Е.В. (доверенность от 23.01.2008 N 9).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с администрации недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 7131227 руб. за период с 2001 г. по 2002 г. и пеней в сумме 42920398 руб.
Решением суда от 16.01.2008 в удовлетворении заявления фонда отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, фонд просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на необоснованное применение судом положений налогового законодательства к спорным правоотношениям.
Как следует из материалов дела, фондом в результате сверки задолженности администрации по уплате страховых взносов и пеней по состоянию на 01.04.2007 выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 2001 г. по 2002 г. в сумме 7131227 руб. и пеням в сумме 42920398 руб.
Неуплата администрацией данных сумм недоимки по страховым взносам и пеням послужила основанием для обращения фонда в арбитражный суд за их взысканием в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из истечения трехлетнего срока исковой давности взыскания указанной недоимки.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В ст. 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Положение).
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения вносится плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из п. 5, 7 Положения, органы исполнительной власти, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
Согласно п. 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
В п. 8 Положения определено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Кодекса на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положением и иными специальными актами не установлен срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
Данные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 13571/03.
В связи с этим является несостоятельным довод фонда о том, что на возникшие правоотношения по взысканию задолженности по уплате страховых взносов и пеней не распространяется налоговое законодательство.
В силу ст. 87 Кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Таким образом, как правильно указал суд, фонд по результатам последней сверки на 01.04.2007 мог взыскать недоимку и пени только за три предшествовавших проверке года.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для взыскания с администрации указанных сумм страховых взносов и пеней за пределами трехлетнего срока у фонда не имелось.
Доводы фонда, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.01.2008 по делу N А50-17529/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Пермского краевого Фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 8 Положения определено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Кодекса на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положением и иными специальными актами не установлен срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
Данные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 13571/03.
В связи с этим является несостоятельным довод фонда о том, что на возникшие правоотношения по взысканию задолженности по уплате страховых взносов и пеней не распространяется налоговое законодательство.
В силу ст. 87 Кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2008 г. N Ф09-2933/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника