Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 апреля 2008 г. N Ф09-2675/08-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2008 г. N 7953/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Златоустовского городского округа" (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.10.2007 по делу N А76-6353/2007-1-260 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2008 (резолютивная часть от 17.01.2008).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее - территориальное управление) - Мискина О.А. (доверенность от 09.01.2008 N 02).
Комитет обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к территориальному управлению, государственному учреждению - Национальный парк "Таганай" (далее - национальный парк "Таганай") о восстановлении положения, существовавшего до проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации, путем прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 74:25:0400101:0008 площадью 0,2 га, расположенный по адресу: г. Златоуст, 19 квартал Таганайского лесничества Златоустовского лесхоза, и признании данного земельного участка расположенным вне границ национального парка (с учетом ходатайств об изменении предмета заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Смирнов Алексей Евгеньевич, Уральское территориальное межрегиональное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.10.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2008 (резолютивная часть от 17.01.2008) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, комитет просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 2, 3 Федерального закона N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 2, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Заявитель кассационной жалобы полагает, что наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации исключает для органов местного самоуправления возможность распоряжения земельными участками. Заявитель также считает, что при оспаривании государственной регистрации по иску заинтересованного лица могут быть признаны недействительными материально-правовые основания, которые легли в основу ее проведения. Кроме того, заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции в нарушение п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" с него взыскана государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Территориальное управление в отзыве с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решениями Исполнительного комитета Златоустовского городского Совета народных депутатов Челябинской области от 05.12.1985 N 412(1) и N 416 гидрологической станции "Златоуст" отведен земельный участок площадью 0,2 га под строительство метеорологической станции "Таганай-гора" в квартале N 19 Златоустовского лесокомбината и установлена охранная зона вокруг нее радиусом 200 м.
Государственным актом от 13.03.1986 N 98 за Уральским управлением по гидрометеорологии и контролю природной среды РСФСР закреплено право бессрочного и бесплатного пользования земельным участком площадью 0,2 га в границах, соответствующих плану землепользования.
Согласно указанному плану метеорологическая станция "Таганай гора" располагалась по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, 19 квартал Златоустовского лесхоза, на участке площадью 2000 кв.м.
Челябинским областным центром по гидрометеорологии и администрацией г. Златоуста (далее - администрация) 18.05.1992 подписан договор, во исполнение условий которого при отсутствии возражений Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом администрации по акту передачи передана на баланс метеостанция "Таганай гора", прекратившая свое функционирование с 18.05.1992.
Решением Челябинского областного Совета народных депутатов от 22.09.1992 N 261/I-М метеостанция "Таганай гора" передана в муниципальную собственность г. Златоуста.
При этом государственным актом от 28.03.1992 N 132 за землепользователем - национальным парком "Таганай" - закреплено право бессрочного и бесплатного пользования земельным участком размером 33218 га.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 16.04.2004 серии 74АК N 003026 следует, что право собственности на участок лесного фонда площадью 179780000 кв.м (леса первой группы) по адресу: Челябинская область, Таганайское лесничество национального парка "Таганай гора" квартала 1-91, кадастровый номер 74:25:0400101:0001, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Полагая, что на момент государственной регистрации права федеральной собственности спорный участок не был покрыт лесной растительностью, не предназначался для ее восстановления, для ведения лесного хозяйства, вследствие чего не относился к лесному фонду, комитет обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
В силу ст. 7, 9 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 (действовавшего на момент государственной регистрации права собственности на спорные участки лесного фонда) все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель образуют лесной фонд.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 лесной фонд находится в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Исследовав условия договора от 18.05.1992 в соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что данный договор является незаключенным в связи с несогласованностью условий о его предмете. Из решения Челябинского областного совета народных депутатов от 22.09.1992 N 261/1-М и акта передачи имущества к нему невозможно установить, какое имущество передано на баланс истцу.
Согласно письму от 28.08.2007 N 5-7.3/329 Уральского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу вопрос о передаче земли при передаче метеорологической станции "Таганай гора" не разрешался.
В силу п. 3 и 4 Положения о национальном парке "Таганай", утвержденного руководителем Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации, национальный парк учрежден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.1991 N 130 с предоставлением земель лесного фонда общей площадью 56400 га, территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Пунктом 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права.
Из анализа указанных норм и установленных обстоятельств следует, что вывод судов о правомерности государственной регистрации спорного земельного участка за Российской Федерацией является обоснованным.
Поскольку в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств возникновения у него права собственности на спорный земельный участок, суд пришел к правильному выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов истца действиями территориального управления и национального парка "Таганай".
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о восстановлении положения, существовавшего до государственной регистрации права, и признании земельного участка расположенным вне границ национального парка.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании судом апелляционной инстанции государственной пошлины с комитета подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.10.2007 по делу N А76-6353/2007-1-260 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2008 (резолютивная часть от 17.01.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Златоустовского городского округа" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 3 и 4 Положения о национальном парке "Таганай", утвержденного руководителем Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации, национальный парк учрежден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.1991 N 130 с предоставлением земель лесного фонда общей площадью 56400 га, территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Пунктом 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2008 г. N Ф09-2675/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника