Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 апреля 2008 г. N Ф09-2806/08-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Снежинску Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2008 по делу N А76-24418/07 Арбитражного суда Челябинской области.
Судебное заседание по названному делу начато 24.04.2008 при участии представителей:
инспекции - Чепракова О.А. (доверенность от 10.09.2007 N 35);
индивидуального предпринимателя Беденко Олега Васильевича (далее - предприниматель, налогоплательщик) - Ермакова Н.В. (доверенность от 17.04.2008 N 262-Д).
В судебном заседании суда кассационной инстанции 24.04.2008 объявлялся перерыв до 12 ч. 10 мин. 28.04.2008. По окончании перерыва заседание суда было продолжено.
В судебном заседании 28.04.2008 принял участие представитель предпринимателя - Ермакова Н.В. (доверенность от 17.04.2008 N 262-Д).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 03.09.2007 N 1123.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.11.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2008 решение суда отменено, заявление предпринимателя удовлетворено.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 88, п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, предприниматель представил в инспекцию декларацию по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2006 г., указав доход в сумме 159331 руб. 74 коп.
В целях проведения камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекция направила налогоплательщику требование о предоставлении документов, подтверждающих размер доходов и расходов предпринимателя за 2006 г. Налогоплательщик отказался представить истребуемые налоговым органом документы, ссылаясь на отсутствие у него такой обязанности.
В связи с непредставлением налогоплательщиком первичных учетных документов инспекция признала весь полученный доход подлежащим обложению ЕСН и вынесла оспариваемое решение по результатам камеральной проверки, которым предложила предпринимателю уплатить недоимку по ЕСН в сумме 4379 руб., соответствующую пеню в сумме 71 руб. 51 коп. и привлекла к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, за неуплату налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 875 руб. 80 коп.
Полагая, что решение инспекции противоречит нормам налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о наличии у налогового органа права требовать, а у налогоплательщика обязанности представлять первичные учетные документы для проведения камеральной налоговой проверки.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия у налогоплательщика в данном случае обязанности предоставления первичных учетных документов и соответственно незаконности начисления инспекцией налога, пени и штрафа в связи с непредставлением названных документов.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, которые в соответствии с Кодексом должны к ней прилагаться налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно п. 3 ст. 88 Кодекса, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии с п. 6-9 ст. 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Кодексом, за исключением случаев использования налогоплательщиком налоговых льгот, заявления в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) права на возмещение НДС либо если проверяемое лицо является плательщиком налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Кроме того, главой 24 Кодекса не предусматривается иное, а именно обязанность предпринимателя представлять вместе с декларацией по ЕСН документы, необходимые для исчисления ЕСН.
Поскольку инспекцией также при камеральной проверке не было обнаружено ошибок, противоречий или несоответствия сведений в спорной налоговой декларации, налогоплательщик не обязан был представлять первичные учетные документы по указанному требованию налогового органа.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно в соответствии со ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о незаконности начисления ЕСН, пени и штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса только в связи с отказом налогоплательщика представить документы по вышеуказанному требованию инспекции и относительно конкретной декларации по ЕСН за 2006 г.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и направлены на переоценку установленных им фактических обстоятельств дела, что недопустимо в силу требований, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2008 по делу N А76-24418/07 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Снежинску Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 6-9 ст. 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Кодексом, за исключением случаев использования налогоплательщиком налоговых льгот, заявления в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) права на возмещение НДС либо если проверяемое лицо является плательщиком налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Кроме того, главой 24 Кодекса не предусматривается иное, а именно обязанность предпринимателя представлять вместе с декларацией по ЕСН документы, необходимые для исчисления ЕСН.
Поскольку инспекцией также при камеральной проверке не было обнаружено ошибок, противоречий или несоответствия сведений в спорной налоговой декларации, налогоплательщик не обязан был представлять первичные учетные документы по указанному требованию налогового органа.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно в соответствии со ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о незаконности начисления ЕСН, пени и штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса только в связи с отказом налогоплательщика представить документы по вышеуказанному требованию инспекции и относительно конкретной декларации по ЕСН за 2006 г."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2008 г. N Ф09-2806/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника