Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 апреля 2008 г. N Ф09-2764/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2007 по делу N А07-1073/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Азаматова Л.Р. (доверенность от 29.12.2007 N 1430), Цибизова К.А. (доверенность от 25.01.2008 N 04-17/01187);
открытого акционерного общества "Сода" (далее - общество) - Бакулин В.А. (доверенность от 10.01.2008 N 07-07-05).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 17.11.2006 N 6490/2033 в части начисления налога на прибыль в сумме 25640687 руб., налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 151601 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафов (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 30.10.2007 (резолютивная часть решения объявлена 24.10.2007) заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 17299189 руб., НДФЛ в сумме 151601 руб. и соответствующих сумм пеней, штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, по налогу на прибыль и штрафа, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, по НДФЛ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты в части удовлетворения заявленных требований отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить в силе, считая их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 28.02.2006, по результатам которой инспекцией составлен акт от 19.07.2006 N 73 и принято решение от 17.11.2006 N 6490/2033. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафов в общей сумме 1975526 руб., также ему начислены налоги и соответствующие суммы пеней.
Считая принятое инспекцией решение частично незаконным, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Основанием для начисления обществу налога на прибыль в сумме 2421996 руб. послужил вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы за 2003, 2004, 2005 гг. при расчете прямых расходов основного производства.
Согласно п. 1, 2 ст. 318 Кодекса налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
В соответствии с п. 1 ст. 319 Кодекса оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.
В силу п. 2 ст. 319 оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего периода производится на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании представленных доказательств, исследованных в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено и материалами дела подтверждается, что обществом в проверяемом периоде расчет прямых расходов по основному и вспомогательным производствам велся в количественном и суммовом выражении по каждому цеху и виду продукции. Указанные расходы отвечают всем общим признакам, предусмотренным ст. 252 Кодекса, подтверждены первичными бухгалтерскими документами. Данные обстоятельства инспекцией не оспариваются.
Кроме того, судами сделан правильный вывод о том, что метод расчета прямых расходов, приведенный в акте налоговой проверки, является неверным, а также правомерно указали на отсутствие в законодательстве (Налоговый кодекс Российской Федерации и методика по применению гл. 25) методов, применяемых инспекцией.
Основанием для начисления налога на прибыль в сумме 30673 руб. послужил вывод инспекции о завышении обществом остаточной стоимости ликвидируемых основных средств.
Удовлетворяя в указанной сумме заявленные обществом требования, суды исходили из правомерности действий общества.
Согласно п. 1 ст. 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам в соответствии с подп. 8 п. 1 указанной статьи относятся расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывод разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные расходы.
Расходы на ликвидацию основных средств, в том числе в виде сумм амортизации, не доначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования, являются обоснованными, если данные основные средства непригодны к дальнейшему использованию, а их восстановление невозможно или неэффективно.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что основные средства - автосамосвал ЗИЛ ММЗ-4505, инвентарный номер 5040200008, пробег 220000 км; автосамосвал КАМАЗ 55111 (инвентарный номер 0000000106, пробег 270938 км - списаны согласно актам ликвидации в связи со значительным пробегом, расходы по ликвидации приняты с учетом сумм остаточной стоимости ликвидируемых основных средств. Таким образом, оснований для доначисления налога не имелось.
Поводом для начисления 10190 руб. налога на прибыль явился вывод инспекции о неправомерном отнесении в целях налогообложения к расходам денежных средств, перечисленных в оплату услуг вневедомственной охраны.
Удовлетворяя в данной части заявленные требования, суды исходили из того, что общество правомерно включило затраты на охрану имущества в расходы, связанные с производством и реализацией.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 264 Кодекса затраты на услуги по охране имущества и иные услуги охранной деятельности относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Факт уплаты обществом стоимости охранных услуг в рамках договора с подразделением вневедомственной охраны подтвержден материалами дела и инспекцией не оспаривается.
При таких обстоятельствах решение инспекции в данной части признано судами недействительным обоснованно.
Обществу начислен налог на прибыль в сумме 6530735 руб. в связи с занижением налоговой базы вследствие начисления амортизации по законсервированным основным средствам.
В соответствии со ст. 252, подп. 3 п. 2 ст. 253 Кодекса к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, относятся, в частности, суммы начисленной амортизации.
Согласно п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 256 Кодекса из состава амортизируемого имущества в целях настоящей главы исключаются основные средства: переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
В пункте 2 статьи 259 Кодекса установлено, что амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Судами на основании представленного обществом в материалы дела расчета сумм амортизации по основным средствам законсервированных цехов, установлено, что в названных цехах находилось в том числе и незаконсервированное оборудование. Следовательно, сумма амортизации по незаконсервированному оборудованию в размере 26419317 руб. отнесена обществом к внереализационным расходам правомерно.
Инспекцией начислен налог на прибыль в сумме 8207045 руб.в связи с необоснованным отнесением в состав прочих расходов суммы 34196019 руб.
В соответствии со ст. 247, 252 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса относятся расходы налогоплательщика на уплату сумм налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.
Судами указано, что инспекцией в нарушение п. 3.2 Инструкции о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах от 10.04.2000 N 60, утвержденной приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 10.04.2000 N АП-3-16/38, при вынесении оспариваемого решения не учтены в составе прочих расходов суммы единого социального налога, налога на добычу полезного ископаемого, транспортного налога, в связи с чем решение инспекции в данной части обоснованно признано судами недействительным. Вывод судов соответствует закону, поскольку при вынесении решения должны быть определены реальные налоговые обязательства с учетом возражений налогоплательщика.
Доводы инспекции по данному эпизоду, изложенные в жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, так как направлены на переоценку доказательств, которые полно и всесторонне были исследованы судами и которым дана правильная и объективная оценка в соответствии с нормами действующего законодательства.
Основанием для начисления налога на прибыль в сумме 288649 руб. послужил вывод инспекции о завышении обществом амортизации легковых автомобилей в связи с неприменением специального коэффициента 0,5, предусмотренного п. 9 ст. 259 Кодекса.
Удовлетворяя в данной части заявленные требования, суды исходили из того, что положения п. 9 ст. 259 Кодекса не применяются при исчислении амортизации автомобилей, введенных в эксплуатацию до 01.01.2002.
Вывод судов является правильным.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введение ее в действие.
Таким образом, нормы ст. 259 Кодекса, устанавливающие, что по легковым автомобилям, имеющим первоначальную стоимость более 300000 руб., при начислении амортизации используется понижающий коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 Кодекса), вправе применяться только к амортизируемому имуществу, приобретенному после введения в действие гл. 25 Кодекса.
Поводом для начисления НДФЛ в сумме 151601 руб. явился вывод инспекции о том, что общество не удержало и не уплатило данный налог с работников отдела службы безопасности, которым выдавалась форменная одежда. Согласно п. 1 ст. 209 Кодекса объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
Поскольку инспекцией в нарушение п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что форменная одежда выдавалась сотрудникам службы безопасности в собственность на безвозмездной основе, суды обосновано признали начисление обществу спорной суммы НДФЛ незаконным.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
При рассмотрении дела арбитражными судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2007 по делу N А07-1073/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введение ее в действие.
Таким образом, нормы ст. 259 Кодекса, устанавливающие, что по легковым автомобилям, имеющим первоначальную стоимость более 300000 руб., при начислении амортизации используется понижающий коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 Кодекса), вправе применяться только к амортизируемому имуществу, приобретенному после введения в действие гл. 25 Кодекса.
Поводом для начисления НДФЛ в сумме 151601 руб. явился вывод инспекции о том, что общество не удержало и не уплатило данный налог с работников отдела службы безопасности, которым выдавалась форменная одежда. Согласно п. 1 ст. 209 Кодекса объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2008 г. N Ф09-2764/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника