Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 апреля 2008 г. N Ф09-2631/08-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2004 г. N Ф09-1140/04ГК
См. также Постановление Арбитражного суда Свердловской области от 19 января 2004 г. N А60-16560/2003-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.12.2007 по делу N А60-30966/07.
В судебном заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "ГАЗЭКС" (далее - общество, заявитель) - Тутунина Е.С. (доверенность от 01.01.2008 N 04-04/2008).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 19.10.2007 N 3122 об отказе в осуществлении зачета (возврата) государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет.
Решением суда от 11.12.2007 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 19.10.2007 N 3122 об отказе в осуществлении зачета (возврата) государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет.
В апелляционном суде решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 78, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве, представленном в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит вышеназванный судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, считая, что доводы инспекции являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, на основании определения Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2007 по делу N А60-16560/03 обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 51504 руб. 86 коп., перечисленная платежным поручением от 10.06.2003 N 1854 при подаче иска в арбитражный суд. Заявитель 17.10.2007 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 51504 руб. 86 коп. с приложением необходимых документов.
Инспекцией 19.10.2007 принято решение N 3122 об отказе в возврате из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 51504 руб. 86 коп. По мнению налогового органа, обществом пропущен трехлетний срок, установленный п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины.
Считая решение инспекции от 19.10.2007 N 3122 незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из отсутствия оснований у инспекции для принятия решения от 19.10.2007 N 3122 об отказе в возврате из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 51504 руб. 86 коп.
Согласно ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную указанным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
В полномочия налогового органа, в который поступило заявление о возврате государственной пошлины с приложением вышеуказанных документов, не входит проверка оснований для полного или частичного возврата государственной пошлины и принятие решений о возврате суммы уплаченной государственной пошлины. Судебные акты, принимаемые арбитражными судами, и судебные постановления судов общей юрисдикции и мировых судей в части распределения судебных расходов содержат, по своей сути, решения о возврате суммы уплаченной государственной пошлины (п. 2 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в силу п. 6 ст. 333.40 подлежащим применению в случае зачета, а также возврата уплаченной в бюджет государственной пошлины зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с требованиями ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате государственной пошлины, представив копию определения Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2007 по делу N А60-16560/03, согласно которому заявителю подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 51504 руб. 86 коп., платежное поручение от 10.06.2003 N 1854.
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований у инспекции для принятия решения от 19.10.2007 N 3122 об отказе в возврате из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 51504 руб. 86 коп.
Доводы налогового органа о пропуске обществом трехлетнего срока для возврата излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины основаны на ошибочном толковании инспекцией норм права. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.12.2007 по делу N А60-30966/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В полномочия налогового органа, в который поступило заявление о возврате государственной пошлины с приложением вышеуказанных документов, не входит проверка оснований для полного или частичного возврата государственной пошлины и принятие решений о возврате суммы уплаченной государственной пошлины. Судебные акты, принимаемые арбитражными судами, и судебные постановления судов общей юрисдикции и мировых судей в части распределения судебных расходов содержат, по своей сути, решения о возврате суммы уплаченной государственной пошлины (п. 2 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2008 г. N Ф09-2631/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника