Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 апреля 2008 г. N Ф09-2775/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.10.2007 по делу N А76-17389/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Шишкин Евгений Николаевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 07.05.2007 N 82 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 29.10.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать, ссылаясь на неправильное применение судами положений Кодекса, Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 18.04.2007 инспекцией проведена проверка предпринимателя по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) терминала N 8299479 по приему платежей за услуги сотовой связи, принадлежащий предпринимателю, находящегося в помещении магазина "Сити Маг", расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Коркино, ул. Терешковой, д. 1.
В ходе проведения проверки инспекцией установлен факт неприменения предпринимателем контрольно-кассовой техники при оказании через указанный терминал N 8299479 услуги по приему за наличный денежный расчет платежа в сумме 100 руб. за мобильную (сотовую) связь. При этом была выдана квитанция N 2336. Указанный терминал не имеет печатающего устройства, содержащего в себе признаки фискальной памяти и ЭКЛЗ.
По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 18.04.2007, протокол от 27.04.2007 N 241 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 07.05.2007 N 82 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия процессуальных нарушений привлечения предпринимателя к административной ответственности. При этом суды пришли к выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях предпринимателя.
Вывод судов о наличии состава вменяемого правонарушения в действиях предпринимателя является ошибочным.
Согласно ст. 14.5 Кодекса продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснил, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин иных указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Кроме того, операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующих объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса.
Правильность такой позиции следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2008 N ВАС-11301/07.
Вместе с тем данный вывод судов не привел к принятию неправильного решения.
Учитывая отсутствие события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса, суд кассационной инстанции считает, что доводы инспекции о соблюдении порядка о привлечении к административной ответственности не подлежат рассмотрению, так как при изложенных обстоятельствах не имеют юридического значения.
Таким образом обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.10.2007 по делу N А76-17389/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснил, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин иных указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Кроме того, операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующих объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса.
Правильность такой позиции следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2008 N ВАС-11301/07.
...
Учитывая отсутствие события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса, суд кассационной инстанции считает, что доводы инспекции о соблюдении порядка о привлечении к административной ответственности не подлежат рассмотрению, так как при изложенных обстоятельствах не имеют юридического значения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2008 г. N Ф09-2775/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника