Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 мая 2008 г. N Ф09-3087/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - регистрационная служба) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2007 по делу N А60-33016/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 (резолютивная часть от 19.02.2007) по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации г. Екатеринбурга - Косенко С.М. (доверенность от 28.12.2007 N 246);
регистрационной службы - Соколова И.В. (доверенность от 21.12.2007 N 08-16/348).
Администрация г. Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 8750 кв.м, занятый сквером, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала, ограниченного ориентирами: по красной линии ул. Шейнкмана - Народной воли - пер. Университетский - Декабристов - 8-е Марта - Большакова, имеющего кадастровый номер 66:41:0401048:0100, оформленный сообщением от 19.09.2007 N 01/584/2007-488, а также об обязании регистрационной службы устранить указанное нарушение прав муниципального образования "город Екатеринбург" путем внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2007 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ регистрационной службы в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 8750 кв.м, занятый сквером, расположенный в г. Екатеринбурге в юго-восточной части кадастрового квартала, ограниченного ориентирами: по красной линии ул. Шейнкмана - Народной воли - пер. Университетский - Декабристов - 8-е Марта - Большакова, имеющего кадастровый номер 66:41:0401048:0100, оформленный сообщением от 19.09.2007 N 01/584/2007-488. На регистрационную службу возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на указанный земельный участок путем внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующей записи.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 (резолютивная часть от 19.02.2008) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, регистрационная служба просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций положений ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". По мнению регистрационной службы, представленный администрацией г. Екатеринбурга правоустанавливающий документ о спорном объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у муниципального образования прав на данный объект. На момент внесения изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок еще не был предоставлен Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Зеленстрой" (далее - предприятие "Зеленстрой"), в связи с чем право муниципальной собственности на спорный объект не возникло.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, распоряжением главы г. Екатеринбурга от 05.07.2006 N 2395-р утверждены проекты границ земельных участков из земель поселений общей площадью 489490,5 кв.м, занятых скверами, в том числе земельного участка площадью 8750 кв.м, расположенного перед общежитием государственного образовательного учреждения "УГГА" по ул. 8-е Марта. Указанный земельный участок предоставлен предприятию "Зеленстрой" в аренду на 10 лет (с учетом изменений, внесенных распоряжением главы г. Екатеринбурга от 08.05.2007 N 157-р).
Администрация г. Екатеринбурга 22.08.2007 обратилась в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 8750 кв.м, занятый сквером, расположенный в г. Екатеринбурге в юго-восточной части кадастрового квартала, ограниченного ориентирами: по красной линии ул. Шейнкмана - Народной воли - пер. Университетский - Декабристов - 8-е Марта - Большакова, с кадастровым номером 66:41:0401048:0100.
Сообщением от 19.09.2007 N 01/584/2007-488 регистрационная служба уведомила заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на данный земельный участок в связи с тем, что правоустанавливающий документ, представленный на государственную регистрацию, свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на указанный объект недвижимого имущества.
При этом регистрационная служба руководствовалась тем, что спорный земельный участок был предоставлен предприятию "Зеленстрой" распоряжением главы г. Екатеринбурга от 05.07.2006 N 2395-р, то есть после вступления в законную силу изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", внесенных Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ. По мнению регистрационной службы, такое предоставление земельного участка органом местного самоуправления могло иметь место лишь до вступления в силу ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", то есть до 01.07.2006.
Полагая, что отказ регистрационной службы, изложенный в сообщении от 19.09.2007 N 01/584/2007-488, не соответствует положениям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы муниципального образования "город Екатеринбург", администрация г. Екатеринбурга обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 30.1 названного Закона государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
При этом в заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Как усматривается из материалов дела, администрацией г. Екатеринбурга в регистрирующий орган были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права от 22.08.2007; распоряжение главы г. Екатеринбурга от 05.07.2006 N 2395 "О предоставлении МУП "Зеленстрой" земельных участков, занятых скверами" с изменениями к нему, кадастровый план земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в частности, земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
При этом в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 названного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок относится к землям муниципального образования, вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в пределах соответствующих муниципальных образований, до разграничения государственной собственности на них в силу прямого указания федерального закона отнесены к ведению органов местного самоуправления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что на момент вступления в силу ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочиями по распоряжению земельным участком площадью 8750 кв.м, занятым сквером, расположенным в г. Екатеринбурге в юго-восточной части кадастрового квартала, ограниченного ориентирами: по красной линии ул. Шейнкмана - Народной воли - пер. Университетский - Декабристов - 8-е Марта - Большакова, обладала администрация г. Екатеринбурга, которая реализовала данные полномочия путем предоставления указанного земельного участка предприятию "Зеленстрой".
Учитывая указанные обстоятельства и установив, что для государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, суды правомерно признали, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Екатеринбург у регистрационной службы не имелось.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также неправильного применения судами положений ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" судом кассационной инстанции не установлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что право муниципальной собственности на спорный объект не возникло, так как на момент внесения изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", спорный земельный участок еще не был предоставлен предприятию "Зеленстрой", судом кассационной инстанции отклоняется, так как основан на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2007 по делу N А60-33016/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 (резолютивная часть от 19.02.2007) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что спорный земельный участок относится к землям муниципального образования, вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в пределах соответствующих муниципальных образований, до разграничения государственной собственности на них в силу прямого указания федерального закона отнесены к ведению органов местного самоуправления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что на момент вступления в силу ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочиями по распоряжению земельным участком площадью 8750 кв.м, занятым сквером, расположенным в г. Екатеринбурге в юго-восточной части кадастрового квартала, ограниченного ориентирами: по красной линии ул. Шейнкмана - Народной воли - пер. Университетский - Декабристов - 8-е Марта - Большакова, обладала администрация г. Екатеринбурга, которая реализовала данные полномочия путем предоставления указанного земельного участка предприятию "Зеленстрой".
...
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также неправильного применения судами положений ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" судом кассационной инстанции не установлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что право муниципальной собственности на спорный объект не возникло, так как на момент внесения изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", спорный земельный участок еще не был предоставлен предприятию "Зеленстрой", судом кассационной инстанции отклоняется, так как основан на неправильном толковании норм материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2008 г. N Ф09-3087/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника