Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 мая 2008 г. N Ф09-2845/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 17.10.2007 (резолютивная часть от 10.10.2007) по делу N А34-3026/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Курганской городской Думы - Ведрова С.А., главный специалист отдела (доверенность от 18.10.2007 N 325);
администрации г. Кургана, Департамента экономического развития и управления муниципальным имуществом администрации г. Кургана - Истомина А.В., специалист отдела правового обеспечения (доверенность от 28.02.2007 N 38/338).
От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя в связи с невозможностью его прибытия в судебное заседание Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Общество с ограниченной ответственностью "Редакция городской газеты "Курган и курганцы" (далее - общество "РГГ "Курган и курганцы") надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Курганской городской Думе, обществу "РГГ "Курган и курганцы", Департаменту экономического развития и управления муниципальным имуществом администрации г. Кургана о признании недействительным Решения Курганской городской Думы от 05.07.2006 N 204 "О передаче в безвозмездное пользование обществу "РГГ "Курган и курганцы" объекта муниципальной собственности".
Решением Арбитражного суда Курганской области от 17.10.2007 (резолютивная часть от 10.10.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами п. 2 ст. 7 РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" N 948-1, ст. 4, 15, 19, 20 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ. Заявитель считает, что предоставление преимущества, обеспечивающее отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, предоставляется с предварительного письменного согласия антимонопольного органа. Управление полагает, что судами не дана оценка деятельности общества "РГГ "Курган и курганцы" как коммерческой организации, использующей безвозмездно переданное имущество в целях осуществления предпринимательской деятельности. Заявитель указывает на несоответствие обстоятельствам дела вывода апелляционного суда о том, что товарный рынок услуг средств массовой информации, публикующих муниципальные правовые акты и официальную информацию органов местного самоуправления г. Кургана, представлен одной городской газетой - "Курган и курганцы", поскольку по состоянию на 19.03.2008 на оказание данных услуг объявлен конкурс. По мнению управления, также судами не приняты во внимание положения п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, решением Курганской городской Думы от 05.07.2006 N 204 "О передаче в безвозмездное пользование обществу "Редакция городской газеты "Курган и курганцы" объекта муниципальной казны" обществу в безвозмездное пользование передано нежилое здание общей площадью 319 кв.м, расположенное по адресу: г. Курган, ул. Гоголя, д. 23, сроком на 10 лет. На основании указанного решения между Департаментом экономического развития и управления муниципальным имуществом администрации г. Кургана (ссудодатель) и обществом "РГГ "Курган и курганцы" (ссудополучатель) заключен договор от 01.08.2006 N 3/95-06 безвозмездного пользования административным зданием, расположенным по адресу: г. Курган, ул. Гоголя, д. 23, для использование под служебное помещение (т. 1, л.д. 5, 7, 8).
Управление, полагая, что при принятии названного решения Курганской городской Думы допущено нарушение ст. 7 Закона РСФСР N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст. 15, 19, 20 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обратилось в Арбитражный суд Курганской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, при этом закон применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку оспариваемое решение Курганской городской Думы от 05.07.2006 N 204 вступило в силу со дня подписания и предусматривает передачу имущества в безвозмездное пользование с 01.07.2006, договор N 3/95-06 между Департаментом экономического развития и управления муниципальным имуществом администрации г. Кургана и обществом "РГГ "Курган и курганцы" подписан и является заключенным с 01.07.2006, в то время как Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" вступил в силу с 26.10.2006 и не содержит положения о распространении действия на ранее возникшие правоотношения, суды пришли к правомерному выводу о том, что названный Закон не может быть применен к правам и обязанностям по передаче объекта недвижимого имущества в безвозмездное пользование, возникшим до 26.10.2006.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанностью органов местного самоуправления является опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан, в средствах массовой информации. При этом указанным Федеральным законом установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Согласно Уставу муниципального образования г. Курган и ст. 14 Положения о муниципальных правовых актах, утвержденного решением Курганской городской Думы от 21.12.2005 N 322, официальным опубликованием нормативного правового акта является публикация его полного текста в городской газете "Курган и курганцы". Как установлено судами, городская газета "Курган и курганцы" зарегистрирована в качестве средства массовой информации Западно-Сибирским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ N ФС17-0294 от 12.12.2005, свидетельство о перерегистрации ПИ N ФС 17-0470 от 31.07.2006).
На основании Устава редакции городской газеты "Курган и курганцы" Курганская городская Дума является соучредителем средства массовой информации городской газеты "Курган и курганцы" совместно с обществом "РГГ "Курган и курганцы" и администрацией г. Кургана. Обязанностью редакции является опубликование сообщений (материалов) учредителей, обязательность публикации которых предусмотрена правовыми актами органов местного самоуправления (как муниципальных правовых актов, так и официальной информации органов местного самоуправления), в связи с чем судами обоснованно отклонен довод управления о том, что городская газета "Курган и курганцы" не может рассматриваться как средство массовой информации по опубликованию нормативных правовых актов учредителей, поскольку не была учреждена и зарегистрирована в установленном порядке.
В ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в частности, запрещается: необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
Проекты решений органов местного самоуправления по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом (п. 2 ст. 7 названного Закона РСФСР).
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что согласованию с антимонопольным органом подлежат те проекты решений органов местного самоуправления, которыми предусматривается предоставление льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту (нескольким хозяйствующим субъектам) по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
Путем толкования подп. 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суд сделал вывод о том, что органу местного самоуправления не предоставлено право учреждать несколько печатных средств массовой информации, в связи с чем товарный рынок услуг средств массовой информации, которые занимаются опубликованием муниципальных правовых актов и официальной информации органов местного самоуправления города Кургана, представлен только одной городской газетой "Курган и курганцы", в состав учредителей которой входят органы местного самоуправления г. Кургана, судами сделан обоснованный вывод о том, что при принятии Курганской городской Думой оспариваемого решения не создавалось преимущество отдельному хозяйствующему субъекту (нескольким хозяйствующим субъектам) по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
С учетом изложенного у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 17.10.2007 (резолютивная часть от 10.10.2007) по делу N А34-3026/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Путем толкования подп. 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суд сделал вывод о том, что органу местного самоуправления не предоставлено право учреждать несколько печатных средств массовой информации, в связи с чем товарный рынок услуг средств массовой информации, которые занимаются опубликованием муниципальных правовых актов и официальной информации органов местного самоуправления города Кургана, представлен только одной городской газетой "Курган и курганцы", в состав учредителей которой входят органы местного самоуправления г. Кургана, судами сделан обоснованный вывод о том, что при принятии Курганской городской Думой оспариваемого решения не создавалось преимущество отдельному хозяйствующему субъекту (нескольким хозяйствующим субъектам) по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 17.10.2007 (резолютивная часть от 10.10.2007) по делу N А34-3026/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2008 г. N Ф09-2845/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника