Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 мая 2008 г. N Ф09-3348/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (далее - общество "Курганская генерирующая компания") на решение Арбитражного суда Курганской области от 26.11.2007 по делу N А34-3902/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2008 по указанному делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Курганская генерирующая компания" - Кузнецова Е.А. (доверенность от 01.01.2008 N 8);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "Российские железные дороги") - Грачева Е.В. (доверенность от 19.12.2007 N 9404).
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - управление), участвующего в деле, извещенного судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество "Курганская генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным изложенного в письме от 27.06.2007 N 04-07/1542-7 решения управления об отказе в возбуждении в отношении общества "Российские железные дороги" дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Третье лицо - общество "Российские железные дороги".
Решением суда от 26.11.2007 (резолютивная часть от 20.11.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Курганская генерирующая компания" просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, общество "Курганская генерирующая компания" создано 01.07.2006 в результате реорганизации в форме выделения открытого акционерного общества "Курганэнерго". Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.04.2007 45 АБ 148950 обществу "Курганская генерирующая компания" на праве собственности принадлежат железнодорожные пути, расположенные на территории Курганской ТЭЦ.
Общество "Курганская генерирующая компания" письмом от 21.03.2007 N 12/6-ю предложило обществу "Российские железные дороги" в соответствии с п. 2.8, 2.10 Правил назначить уполномоченного представителя перевозчика для разработки проекта договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а также обследования пути необщего пользования и составления акта; разработать, подписать и направить обществу "Курганская генерирующая компания" проект договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Общество "Российские железные дороги" письмом от 29.03.2007 N 22/НОДМП уведомило общество "Курганская генерирующая компания" о необходимости представить технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования, инструкцию, план продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы со станцией примыкания.
Общество "Российские железные дороги" повторно письмом от 04.06.2007 N 159/НОДМП уведомило общество "Курганская генерирующая компания" о необходимости представить документы, требуемые для заключения договора, проведения обследования пути необщего пользования и составления акта.
Считая, что действия общества "Российские железные дороги", выразившиеся в уклонении от совершения обязательных действий, предшествующих заключению публичного договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, нарушают положения п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), общество "Курганская генерирующая компания" 25.05.2007 обратилось в управление с соответствующим заявлением от 24.05.2007 N 12/14-ю. При этом общество "Курганская генерирующая компания" просит выдать обществу "Российские железные дороги" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, обязать общество "Российские железные дороги" восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, в частности, продлить срок действия временного соглашения на подачу и уборку вагонов от 24.01.2007 до момента заключения им установленного законом договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
Управление письмом от 27.06.2007 N 04-07/1542-7 сообщило обществу "Курганская генерирующая компания" о проведении проверки по указанному заявлению и об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявления, управление сослалось на устранение обществом "Российские железные дороги" признаков нарушения антимонопольного законодательства, что следует из представленных документов, свидетельствующих о проведении 07.06.2007 обследования путей необщего пользования, составлении акта и направлении в адрес общества "Курганская генерирующая компания" проекта временного соглашения на уборку и подачу вагонов сроком действия до 04.10.2007.
Считая изложенное в письме от 27.06.2007 N 04-07/1542-7 решение управления об отказе в возбуждении в отношении общества "Российские железные дороги" дела о нарушении антимонопольного законодательства незаконным, общество "Курганская генерирующая компания" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия решения управления об отказе в возбуждении дела требованиям действующего законодательства, а также отсутствия нарушений прав и охраняемых законом интересов общества "Курганская генерирующая компания" в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Из содержания ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
В силу п. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в частности, заявление юридического лица.
Пунктом 2 ст. 44 Закона о защите конкуренции установлено, что в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
Управлением для рассмотрения заявления общества "Курганская генерирующая компания" от 24.05.2007 N 12/14-ю у общества "Российские железные дороги" была запрошена информация, необходимая для принятия решения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях последнего.
Согласно ст. 55 Устава железнодорожного транспорта отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В силу п. 2.6 Правил в случае изменения владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования, с которыми заключены соответствующие договоры, между новым владельцем, пользователем или контрагентом и перевозчиком заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 2.9 Правил установлено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие), в частности, навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к правомерным выводам о том, что требования общества "Российские железные дороги" о предоставлении необходимых для заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования документов являются обоснованными и соответствующими требованиям транспортного законодательства.
Кроме того, суды отметили, что подача и уборка вагонов для общества "Курганская генерирующая компания" не прекращалась. При этом суды указали, что 04.06.2007 Курганским отделением Южно-Уральской железной дороги составлено, подписано и направлено в адрес общества "Курганская генерирующая компания" для подписания временное соглашение на подачу и уборку вагонов, адресованных Курганской ТЭЦ, под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования до заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Комиссией в составе представителей общества "Курганская генерирующая компания" и общества "Российские железные дороги" 07.06.2007 было произведено обследование железнодорожных путей необщего пользования, составлен акт.
Вывод судов об отсутствии нарушений прав и охраняемых законом интересов общества "Курганская генерирующая компания" в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности также является обоснованным. При этом суды правильно отметили, что телеграмма о запрещении отправки вагонов в адрес Курганской ТЭЦ, направленная в адрес контрагента - общества "Курганская генерирующая компания", не может свидетельствовать о вмешательстве в предпринимательскую деятельность, о недопущении его на рынок оказания транспортных услуг, поскольку она не исполнялась, подача и уборка вагонов осуществлялась.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, в частности, добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Судами правомерно отмечено, что на момент вынесения управлением оспариваемого решения все обстоятельства, на которые ссылалось общество "Курганская генерирующая компания" в обоснование своих требований антимонопольному органу, были разрешены.
Судами установлено, что заявление общества "Курганская генерирующая компания" от 24.05.2007 N 12/14-ю содержит требование обязать общество "Российские железные дороги" восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, в частности, продлить срок действия временного соглашения на подачу и уборку вагонов от 24.01.2007 до момента заключения установленного законом договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
При этом судами отмечено, что в производстве Арбитражного суда Челябинской области находится дело N А76-6929/2007-25-495 по иску общества "Курганская генерирующая компания" к обществу "Российские железные дороги" о понуждении к совершению действий, предшествующих заключению публичного договора, в рамках которого указанное выше требование общества "Курганская генерирующая компания" нашло свое разрешение путем вынесения арбитражным судом определения от 31.05.2007 о принятии обеспечительных мер, согласно которому общество "Российские железные дороги" обязано совершать действия по подаче и уборке вагонов с грузами, включая маршруты с углем, поступающими в адрес Курганской ТЭЦ общества "Курганская генерирующая компания", на условиях временного соглашения от 24.01.2007.
При таких обстоятельствах выводы судов о соответствии оспариваемого решения управления об отказе в возбуждении в отношении общества "Российские железные дороги" дела о нарушении антимонопольного законодательства требованиям действующего законодательства и об отсутствии нарушений прав и охраняемых законом интересов общества "Курганская генерирующая компания" в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности являются правомерными.
Доводы общества "Курганская генерирующая компания", изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных при рассмотрении спора по существу обстоятельств, оснований для которой суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 26.11.2007 по делу N А34-3902/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие), в частности, навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
...
Вывод судов об отсутствии нарушений прав и охраняемых законом интересов общества "Курганская генерирующая компания" в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности также является обоснованным. При этом суды правильно отметили, что телеграмма о запрещении отправки вагонов в адрес Курганской ТЭЦ, направленная в адрес контрагента - общества "Курганская генерирующая компания", не может свидетельствовать о вмешательстве в предпринимательскую деятельность, о недопущении его на рынок оказания транспортных услуг, поскольку она не исполнялась, подача и уборка вагонов осуществлялась.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, в частности, добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2008 г. N Ф09-3348/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника