Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 мая 2008 г. N Ф09-3255/08-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 2008 г. N 11397/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу муниципального унитарного объединенного предприятия "Рефтинское" (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2008 по делу N А50-1230/08.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия - Корнилова К.Ю. (доверенность от 06.11.2007), Бирюков В.М. (доверенность от 15.04.2008 N 1);
Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - комиссия) - Соболь М.Б. (доверенность от 21.02.2008, N 02-18/513);
Думы городского округа Рефтинский - Махалова Л.В. (доверенность от 08.05.2008 N 136).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим постановления комиссии от 26.10.2007 N 135-ПК "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2008 год" в части утверждения предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, для городского округа Рефтинский на 2008 год, ссылаясь на несоответствие данного нормативного акта положениям ст. 3, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов) в связи с тем, что предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для городского округа Рефтинский на 2008 г. установлены комиссией без учета производственной программы предприятия по услугам водоснабжения и водоотведения на 2007-2008 гг.
Решением суда от 13.03.2008 (резолютивная часть от 05.03.2008) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие просит указанный судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и неправильное применение судом положений Закона об основах регулирования тарифов, ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 96 Областного закона от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
Как следует из материалов дела, предприятие является организацией коммунального комплекса и оказывает услуги водоснабжения населения, водоотведения на территории городского округа Рефтинский.
Комиссией 26.10.2007 принято постановление N 135-ПК, которым утвержден предельный индекс роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для муниципального образования городской округ Рефтинский на 2008 г. в размере 111,3%.
Предприятие, полагая, что данное постановление комиссии в обжалуемой части не соответствует требованиям ст. 3, ч. 1 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемое постановление принято комиссией в пределах ее полномочий и в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем не нарушает права и законные интересы предприятия.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 20 ст. 2 и ч. 2 ст. 4 Закона об основах регулирования тарифов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливает в среднем по субъектам Российской Федерации предельные индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (п. 4 ч. 4 ст. 4 Закона об основах регулирования тарифов).
Пунктом 6 ст. 2 Закона об основах регулирования тарифов определено, что инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - это определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое постановление принято комиссией правомерно, в рамках предоставленных Законом об основах регулирования тарифов полномочий, является правильным.
При этом из ст. 2 Закона об основах регулирования тарифов следует, что предельные индексы устанавливаются в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона об основах регулирования тарифов органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Из ч. 1 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов следует, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 2, 3, 7 ст. 9 Закона).
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса по смыслу названного Закона представляют собой ценовые ставки, по которым осуществляются непосредственные расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары и услуги, в то время как предельные индексы являются показателями предельного роста ценовых ставок и устанавливаются в силу ст. 2 Закона об основах регулирования тарифов на основании инвестиционной программы, определяемой органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса.
С учетом изложенного и содержания названных норм суд пришел к правильному выводу о том, что производственная программа предприятия является основой установления органом местного самоуправления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для предприятия, в то время как предельный индекс роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для муниципального образования городской округ Рефтинский на 2008 г. устанавливается комиссией с учетом утвержденной представительным органом местного самоуправления инвестиционной программы предприятия.
Кроме того, производственная программа отдельного предприятия не может быть положена в основу утверждения предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов, поскольку предельные индексы устанавливаются в среднем по всему муниципальному образованию, а не по группам потребителей, в противном случае установление предельного индекса в соответствии с производственной программой конкретного предприятия и соответственно увеличение тарифов на оказываемые им услуги в размере, превышающем предельный индекс, повлечет необходимость уменьшения этого индекса для других поставщиков названных услуг в муниципальном образовании, чем будут нарушены их права и законные интересы.
Постановлением комиссии от 26.10.2007 N 135-ПК утвержден предельный индекс роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для муниципального образования городской округ Рефтинский на 2008 г. в размере 111,3%
Судом установлено, что индекс роста тарифов в размере 111,3% определен комиссией для муниципального образования городской округ Рефтинский исходя из расходов, учтенных в тарифах, действующих в 2007 г. и проиндексированных на индексы Минэкономразвития России на 2008 г., поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления в комиссии отсутствовали документы, обосновывающие более высокий рост тарифов предприятия. При этом индекс роста тарифов в размере 111,3% согласован главой городского округа Рефтинский на правлении комиссии 30.05.2007. Кроме того, предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установлены названным постановлением комиссии до принятия Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 101-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" и введены в действие с 01.01.2008 г., в соответствии с требованиями федерального законодательства.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что постановление комиссии от 26.10.2007 N 135-ПК не противоречит требованиям Закона об основах регулирования тарифов и не нарушает права и законные интересы предприятия, и обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Ссылка предприятия на то, что его производственная программа по услугам водоснабжения и водоотведения на 2007-2008 гг. неправомерно не принята во внимание комиссией, в связи с тем, что она поступила в адрес комиссии 29.10.2007, то есть до опубликования и вступления в законную силу оспариваемого нормативного акта, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку из материалов дела следует, что оспариваемый нормативно-правовой акт был утвержден уже 26.10.2007, т.е. до поступления указанной производственной программы в комиссию. Кроме того, Областной закон от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", определяющий порядок принятия нормативных актов, не предусматривает внесение изменений в нормативный акт после его утверждения, а определяет, что внесение изменений в правовой акт Свердловской области осуществляется путем принятия органом, принявшим правовой акт Свердловской области, в который вносятся изменения, правового акта того же вида.
Иные доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном толковании норм Закона об основах регулирования тарифов.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2008 по делу N А50-1230/08 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного объединенного предприятия "Рефтинское" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка предприятия на то, что его производственная программа по услугам водоснабжения и водоотведения на 2007-2008 гг. неправомерно не принята во внимание комиссией, в связи с тем, что она поступила в адрес комиссии 29.10.2007, то есть до опубликования и вступления в законную силу оспариваемого нормативного акта, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку из материалов дела следует, что оспариваемый нормативно-правовой акт был утвержден уже 26.10.2007, т.е. до поступления указанной производственной программы в комиссию. Кроме того, Областной закон от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", определяющий порядок принятия нормативных актов, не предусматривает внесение изменений в нормативный акт после его утверждения, а определяет, что внесение изменений в правовой акт Свердловской области осуществляется путем принятия органом, принявшим правовой акт Свердловской области, в который вносятся изменения, правового акта того же вида.
Иные доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном толковании норм Закона об основах регулирования тарифов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2008 г. N Ф09-3255/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника