Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 мая 2008 г. N Ф09-2234/08-С2
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 августа 2008 г. N 8703/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2008 г. N 8703/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2007 г. N Ф09-2234/08-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2007 по делу N А76-20701/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" (далее - общество, налогоплательщик) - Петров О.В. (доверенность от 10.09.2007 N 26);
инспекции - Мучкаева Н.В. (доверенность от 09.01.2008 N 14), Филатова О.Р. (доверенность от 09.01.2008 N 3);
Территориального объединения профсоюзных организаций общероссийского объединения профсоюзов "Российское объединение социальных технологий" в Челябинской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне общества - Краснов Н.И. (выписка из постановления Центрального Совета ТО" "РОСТ" Челябинской области от 08.02.2007 N РОСТ-0-020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 05.09.2007 N 45 о доначислении к уплате налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 г., соответствующих пеней и наложении штрафов: на основании ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) - за неперечисление в бюджет НДФЛ, на основании п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) - за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Оспариваемое решение инспекции вынесено по результатам выездной налоговой проверки, которой установлены факты занижения налоговой базы по НДФЛ и занижения базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на суммы компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Решением суда первой инстанции от 23.11.2007 заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу о том, что произведенные компенсационные выплаты не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неверную оценку судами обстоятельств дела. По мнению налогового органа, произведенные обществом выплаты входят в систему оплаты труда и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу ст. 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению НДФЛ (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Положениями п. 2 ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом обложения ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса облагаемая ЕСН база организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.
Один вид компенсационных выплат предусмотрен ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и не образуют объект обложения ЕСН.
К указанным выплатам относятся компенсации, устанавливаемые коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором на основании ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда, не предназначенными для возмещения физическим лицам конкретных затрат, связанных с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Таким образом, компенсации, определенные ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса образуют объект обложения ЕСН. Данные выплаты при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в качестве расходов на оплату труда на основании ст. 255 Кодекса.
Положения, регулирующие правоотношения по оплате труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предусмотрены статьями 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, включавшиеся в состав заработной платы и налогооблагаемую базу по ЕСН и НДФЛ, производились обществом в установленном порядке.
В то же время помимо указанных доплат обществом производились компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, на основании ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации, неверно квалифицированные налоговым органом в качестве дополнительных выплат к заработной плате.
Учитывая вышеизложенное, суды обеих инстанций обоснованно признали спорные выплаты не образующими объекта обложения НДФЛ и не подлежащими включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, учитывая, что в силу положений ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ полномочия по взысканию с плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и применению ответственности за неуплату указанных взносов, предусмотренной ст. 27 названного закона, принадлежат территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации, суды правомерно признали оспариваемое решение налогового органа вынесенным с нарушением установленного порядка в части, касающейся начисления к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующих пеней и наложения штрафа по п. 2 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как направленные на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых судами доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2007 по делу N А76-20701/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, включавшиеся в состав заработной платы и налогооблагаемую базу по ЕСН и НДФЛ, производились обществом в установленном порядке.
В то же время помимо указанных доплат обществом производились компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, на основании ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации, неверно квалифицированные налоговым органом в качестве дополнительных выплат к заработной плате.
Учитывая вышеизложенное, суды обеих инстанций обоснованно признали спорные выплаты не образующими объекта обложения НДФЛ и не подлежащими включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, учитывая, что в силу положений ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ полномочия по взысканию с плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и применению ответственности за неуплату указанных взносов, предусмотренной ст. 27 названного закона, принадлежат территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации, суды правомерно признали оспариваемое решение налогового органа вынесенным с нарушением установленного порядка в части, касающейся начисления к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующих пеней и наложения штрафа по п. 2 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2008 г. N Ф09-2234/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника