Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 мая 2008 г. N Ф09-2287/08-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.12.2007 по делу N А47-5763/07.
В судебном заседании приняли участие представители инспекции - Ищенко В.В. (доверенность от 29.12.2007 N 46165), Зволинская Т.В. (доверенность от 29.12.2007 N 46164).
Представитель индивидуального предпринимателя Ежова Владимира Александровича (далее - предприниматель, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 28.06.2007 N 15-20/6811580 в части доначисления налога на доходы физических лиц, единого социального налога, соответствующей суммы пеней, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неуплату указанных налогов (с учетом утонения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 04.12.2007 заявление удовлетворено частично, признано недействительным решение налогового органа в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 89214 руб., единого социального налога в сумме 32963 руб. 47 коп., соответствующих сумм пеней и штрафов, а также в части начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 731 руб. 86 коп. В остальной части заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 252 Кодекса, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее и выслушав присутствующих в заседании представителей инспекции, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, в частности, налога на доходы физических лиц, единого социального налога за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, по результатам которой составлен акт от 11.05.2007 N 15-20/62дсп, рассмотрены возражения налогоплательщика и принято решение от 28.06.2007 N 15-20/6811580 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, доначислении указанных налогов и начислении соответствующих сумм пеней.
Основанием для привлечения предпринимателя к ответственности, доначисления налогов и начисления пеней послужили выводы налогового органа о занижении налоговой базы по указанным налогам на сумму выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), а также на сумму документально не подтвержденных расходов.
Считая, что решение инспекции не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах и нарушает его права, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что денежные средства, полученные предпринимателем по договору займа, не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и, как следствие, объектом налогообложения, понесенные налогоплательщиком расходы подтверждены.
В ст. 209 Кодекса установлено, что объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 210 Кодекса налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 Кодекса с учетом особенностей, установленных гл. 23 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 235 Кодекса (индивидуальных предпринимателей и адвокатов), признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Из материалов дела следует, что инспекцией на основании выписки банка, свидетельствующей о поступлении денежных средств на расчетный счет предпринимателя, определена налоговая база по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.
Между тем, судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорные денежные средства получены предпринимателем по договору займа от 01.09.2004, а определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу самим налогоплательщиком соответствует бухгалтерскому учету налогоплательщика и подтверждено первичными документами, в том числе отчетами контрольно-кассовой техники.
Перечень доходов, получаемых индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлен ст. 208 Кодекса. Данный перечень не относит к доходам индивидуальных предпринимателей денежные средства, получаемые заемщиком по договору займа. Кроме того, согласно п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Следовательно, гражданским законодательством предусмотрена возвратная правовая природа полученных заемщиком по договору займа денежных средств, в силу которой они не являются доходом. Таким образом, спорная сумма не являлась доходом налогоплательщика, который подлежал обложению указанными налогами.
В нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал, что спорные суммы являлись доходом налогоплательщика, в частности, получены им от реализации товаров, работ, услуг.
Доводы инспекции о том, что спорные суммы являлись выручкой от реализации товаров (работ, услуг), отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке доказательств, исследованных судами, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 221 Кодекса при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики - физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие деятельность без образования юридического лица, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В п. 1 ст. 252 названной главы Кодекса предусмотрено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Аналогичный порядок определения налоговой базы по единому социальному налогу установлен п. 3 ст. 237 Кодекса.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела и представленные в судебное заседание доказательства, сделал обоснованный вывод о том, что расходы предпринимателя по приобретению кондитерских изделий экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.12.2007 по делу N А47-5763/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб. в доход федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 221 Кодекса при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики - физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие деятельность без образования юридического лица, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В п. 1 ст. 252 названной главы Кодекса предусмотрено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
...
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Аналогичный порядок определения налоговой базы по единому социальному налогу установлен п. 3 ст. 237 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2008 г. N Ф09-2287/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника