Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 мая 2008 г. N Ф09-3245/08-С3
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N 11452/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.11.2007 по делу N А76-22657/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Крупенко А.Ю. (доверенность от 08.02.2008 N 05-02/5163);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Кудрявцева А.В. (доверенность от 09.01.2008 N 07-31/2).
Представители открытого акционерного общества "Челябинский радиозавод "Полет" (далее - общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе во включении в график погашения задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом при реструктуризации суммы задолженности общества по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 127512851 руб. 94 коп., из которых налог - 80877614 руб. 30 коп., пени и штрафы - 46635273 руб. 64 коп. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.11.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм действующего законодательства. Налоговый орган, руководствуясь позицией, изложенной в Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, считает, что порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом не распространяется на задолженность по НДФЛ и задолженность по пеням и штрафам, начисленным по указанному налогу.
В отзыве на кассационную жалобу общество пояснило, что считает судебные акты законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, обществом оспариваются действия инспекции, касающиеся отказа во включении в реструктурируемую задолженность по НДФЛ, пеням и штрафам, зачисляемым в областной бюджет (решение инспекции от 21.06.2007 об утверждении графика погашения задолженности по налогам, сборам, а также начисленным пеням и штрафам). По мнению инспекции, данная задолженность не подлежит реструктуризации, поскольку общество не является плательщиком указанного налога, а выполняет обязанности налогового агента по его удержанию и перечислению в бюджет.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у общества права на реструктуризацию спорной задолженности.
Вывод судов основан на материалах дела, исследованных согласно ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует действующему законодательству.
Статьей 73 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что начиная с 2004 г. производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решение о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам было принято Правительством Российской Федерации, в частности, в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2005 N 646-40С определен порядок реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса, исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в Перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам и сборам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-Р "Об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций" общество отнесено к категории стратегических предприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 726, постановлением Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П установлено, что реструктуризации подлежит задолженность предприятия по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, исчисленная по данным учета налоговых органов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что у общества согласно справке инспекции (л.д. 8) имеется задолженность по НДФЛ в сумме 80877614 руб. 30 коп., по пеням и штрафам в сумме 46635273 руб. 64 коп. Поскольку указанными актами не предусмотрено применение порядка реструктуризации в отношении конкретных налогов, не установлено исключений для налоговых агентов, право на реструктуризацию не поставлено в зависимость от причин и характера действий организаций при образовании задолженности, суды обоснованно признали действия инспекции, выразившиеся в отказе проведения реструктуризации данной задолженности, незаконными.
Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки вывода судов не имеется, поскольку в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно, вывод судов соответствует установленным фактическим обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.11.2007 по делу N А76-22657/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 73 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что начиная с 2004 г. производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решение о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам было принято Правительством Российской Федерации, в частности, в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2005 N 646-40С определен порядок реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса, исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в Перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам и сборам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-Р "Об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций" общество отнесено к категории стратегических предприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 726, постановлением Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П установлено, что реструктуризации подлежит задолженность предприятия по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, исчисленная по данным учета налоговых органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2008 г. N Ф09-3245/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника