Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 мая 2008 г. N Ф09-3428/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Редникова Владислава Егоровича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.01.2008 по делу N А47-8648/2007-АК-25 по иску предпринимателя к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в отказе в регистрации 9-ти игровых автоматов, расположенных по адресу: г. Орск, пр. Ленина, д. 89.
Решением суда от 17.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Предприниматель ссылается также на наличие у него действующей лицензии на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
Как следует из материалов дела, 01.08.2007 предприниматель обратился в инспекцию с заявлением о регистрации 9-ти игровых автоматов, расположенных по адресу: г. Орск, пр. Ленина, д. 89.
Налоговый орган в письме от 03.08.2007 N 13-32/36540 отказал предпринимателю в регистрации игровых автоматов и выдаче свидетельства о регистрации на основании п. 5 ст. 4, п. 1 ст. 6, п. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ). Согласно указанным статьям закона игорным бизнесом вправе заниматься только юридические лица. Деятельность игорных заведений, принадлежащих предпринимателям, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Считая отказ инспекции в регистрации игровых автоматов и выдаче свидетельства о регистрации незаконным, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований исходя из правомерности действий инспекции, поскольку Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2007, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр. При этом в соответствии с п. 5 ст. 4 указанного закона организатором азартной игры признается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения. Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, суд исходил из того, что выводы суда первой инстанции являются правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам. В силу условий ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях признания незаконным бездействия налогового органа необходимо наличие совокупности следующих условий: 1) несоответствие его закону или иному нормативному акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 4, п. 1 ст. 6, п. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ у предпринимателя отсутствует право на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, следовательно, отсутствует совокупность условий для признания незаконным бездействия налогового органа.
Выводы судов являются правильными и соответствуют действующему законодательству.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах.
Частью 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлено, что игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры игорных зон определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
Согласно ч. 1, 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 01.07.2007 (ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
Поскольку в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр, то есть законом не предусмотрено, что организаторами азартных игр могут выступать индивидуальные предприниматели, суды обоснованно признали правомерным отказ инспекции в регистрации предпринимателем 9-ти игровых автоматов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.01.2008 по делу N А47-8648/2007-АК-25 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Редникова Владислава Егоровича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 01.07.2007 (ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
Поскольку в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр, то есть законом не предусмотрено, что организаторами азартных игр могут выступать индивидуальные предприниматели, суды обоснованно признали правомерным отказ инспекции в регистрации предпринимателем 9-ти игровых автоматов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2008 г. N Ф09-3428/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника