Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 мая 2008 г. N Ф09-3474/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан (далее -управление) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по делу N А07-17787/07 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Чишминский сахарный завод" (далее - общество) - Шагиев Р.Р. (доверенность от 01.08.2007 N 1).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 12.11.2007 N 09-172 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 05.12.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 решение суда отменено, постановление управления от 09.11.2007 N 09-172 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.3 Кодекса признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на неполное исследование апелляционным судом обстоятельств дела, а также на неправильное применение им положений ст. 8.3 Кодекса, Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Как следует из материалов дела, управлением 17.10.2007 проведена проверка общества по вопросу соблюдения законодательства в сфере защиты растений и агрохимии.
В ходе проверки управлением установлено, что обществом на переработку в сентябре-октябре 2007 г. принято 27301,8 тонн сахарной свеклы без заключений на остаточное количество пестицидов.
По данному факту управлением составлен протокол об административном правонарушении от 29.10.2007 N ЮЛ-000993 и вынесено постановление от 12.11.2007 N 09-172 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.3 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности наличия состава административного правонарушения в действиях общества.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из отсутствия состава административного правонарушения в действиях общества.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Статьей 8.3 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Закон N 109-ФЗ) под пестицидами понимаются химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).
Под агрохимикатами понимаются удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.
Статьями 3, 12, ч. 2 ст. 18 Закона N 109-ФЗ установлено, что пестициды и агрохимикаты подлежат государственной регистрации специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Запрещается производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию.
На основании ст. 23 Закона N 109-ФЗ граждане и юридические лица, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, имеют право приобретать и реализовывать пестициды и агрохимикаты, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществом приобретена для переработки сахарная свекла весом 27301,8 тонн.
В связи с тем что объективную сторону вменяемого обществу состава правонарушения образует нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, а приобретенная обществом продукция (сахарная свекла) не относится ни к пестицидам, ни к агрохимикатам, то вывод апелляционного суда об отсутствии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.3 Кодекса, является правомерным.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, о наличии состава административного правонарушения в действиях общества основаны на неправильном толковании названных норм права.
Нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, выводы апелляционного суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, исследованным им в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 65, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по делу N А07-17787/07 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 3, 12, ч. 2 ст. 18 Закона N 109-ФЗ установлено, что пестициды и агрохимикаты подлежат государственной регистрации специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Запрещается производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию.
На основании ст. 23 Закона N 109-ФЗ граждане и юридические лица, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, имеют право приобретать и реализовывать пестициды и агрохимикаты, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
В связи с тем что объективную сторону вменяемого обществу состава правонарушения образует нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, а приобретенная обществом продукция (сахарная свекла) не относится ни к пестицидам, ни к агрохимикатам, то вывод апелляционного суда об отсутствии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.3 Кодекса, является правомерным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2008 г. N Ф09-3474/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника