Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 мая 2008 г. N Ф09-3537/08-С4
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция) на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.01.2008 о прекращении производства по делу N А47-9095/2007-191ГК по иску инспекции к обществу с ограниченной ответственностью "ФундаментСпецСтрой" (далее - общество), Подкуйко Юрию Андреевичу, Здановичу Андрею Степановичу, Китаеву Сергею Николаевичу о ликвидации общества.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к обществу и его учредителям Подкуйко Ю.А., Здановичу А.С., Китаеву С.Н. с иском о ликвидации общества на основании ст. 61, п. 3 и 4 ст. 90 Гражданского кодекса Российской Федерации и возложении на участников общества обязанности по осуществлению ликвидационных процедур.
Определением суда от 31.01.2008 производство по делу прекращено.
В порядке апелляционного производства определение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанное определение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Заявитель жалобы также указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам дела вывода суда о том, что общество является недействующим юридическим лицом, поскольку оно представляет в налоговый орган отчетность.
Как следует из материалов дела, основанием для предъявления в арбитражный суд иска о ликвидации общества послужило нарушение им положений закона, касающихся размера уставного капитала общества. Если стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Стоимость чистых активов общества составляет минус 32 тыс. руб., в то время как минимальный размер уставного капитала составляет 10 тыс. руб.
Прекращая производство по делу, суд руководствовался ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67. На основании анализа бухгалтерской отчетности суд установил, что финансово-хозяйственная деятельность обществом не ведется, следовательно, общество является недействующим юридическим лицом и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в административном порядке на основании решения регистрирующего органа.
Однако судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного судебного акта.
В силу ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом). Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке на основании решения регистрирующего органа.
Если в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица будет установлено, что юридическое лицо отвечает признакам недействующего юридического лица согласно указанной статье закона, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67).
Судом проведен анализ имеющихся в материалах дела бухгалтерских балансов общества за 2005, 2006 гг., 6 месяцев 2007 г. и установлено отсутствие изменений по статьям балансов. В связи с этим судом сделан вывод о том, что общество является недействующим юридическим лицом.
Между тем данные балансы обществом представлены в инспекцию соответственно 18.03.2006, 28.03.2007 и 27.07.2007. Инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации общества 26.10.2007.
Поскольку общество представляет в налоговый орган по месту учета документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, оно не является недействующим юридическим лицом и не может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке на основании решения регистрирующего органа (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Таким образом, основания для применения указанной статьи закона и прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду у суда первой инстанции отсутствовали.
Согласно ст. 227, 230 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случаях, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Данные положения применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ следует, что открытых расчетных счетов у общества не имеется. На основании показателей бухгалтерских балансов общества за 2005, 2006 гг. и за 6 месяцев 2007 г. суд обоснованно установил отсутствие у общества финансово-хозяйственной деятельности. Показатели указанных бухгалтерских балансов являются неизменными.
Отсутствие у общества предпринимательской или иной хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что общество обладает признаками отсутствующего должника (ст. 230 Федерального закона от 26.10.2002 N 121-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Поскольку законом предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица путем признания его несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника, общество не может быть ликвидировано в общем порядке, предусмотренном ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
С учетом того, что судом установлено фактическое прекращение обществом своей деятельности, такое общество подлежит ликвидации в порядке банкротства отсутствующего должника, а иск о его ликвидации - оставлению без рассмотрения на основании п. 4 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь п. 4 ст. 148, ст. 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.01.2008 о прекращении производства по делу N А47-9095/2007-191ГК отменить.
Исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ФундаментСпецСтрой" оставить без рассмотрения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку общество представляет в налоговый орган по месту учета документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, оно не является недействующим юридическим лицом и не может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке на основании решения регистрирующего органа (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Таким образом, основания для применения указанной статьи закона и прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду у суда первой инстанции отсутствовали.
Согласно ст. 227, 230 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случаях, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
...
Отсутствие у общества предпринимательской или иной хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что общество обладает признаками отсутствующего должника (ст. 230 Федерального закона от 26.10.2002 N 121-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Поскольку законом предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица путем признания его несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника, общество не может быть ликвидировано в общем порядке, предусмотренном ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2008 г. N Ф09-3537/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника