Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 мая 2008 г. N Ф09-3615/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента образования администрации г. Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.11.2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 по делу N А50-10045/2007-Г-3 по иску Департамента образования администрации г. Перми к муниципальному унитарному предприятию "Пермгоркоммунтепло" (далее - МУП "Пермгоркоммунтепло") при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального образования "Город Пермь" в лице Департамента финансов администрации г. Перми о взыскании 8300000 руб. 00 коп.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В Арбитражный суд Пермского края обратился Департамент образования администрации г. Перми с иском к МУП "Пермгоркоммунтепло" о взыскании 8300000 руб. 00 коп. неосновательного обогащения, возникшего в связи с перечислением ответчику в качестве оплаты денежных средств за работы по текущему и капитальному ремонту переданных ответчику тепловых сетей.
Определением суда от 31.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Город Пермь" в лице Департамента финансов администрации г. Перми.
Решением суда от 30.11.2007 в удовлетворении иска отказано полностью.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Истец не согласен с принятыми судебными актами, в кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, просит их отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на необоснованный отказ судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении его ходатайства о привлечении в качестве третьего лица на стороне истца Департамента имущественных отношений администрации г. Перми, что, по его мнению, повлияло на выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Как следует из материалов дела, распоряжением Главы г. Перми от 19.09.2002 N 334-р "О передаче тепловых сетей от муниципальных образовательных учреждений МУП "Пермгоркоммунтепло" Комитету по образованию и науке администрации г. Перми поручено произвести передачу тепловых сетей, находящихся на балансе муниципальных образовательных учреждений, на баланс МУП "Пермгоркоммунтепло", а МУП "Пермгоркоммунтепло" - произвести приемку на свой баланс указанных тепловых сетей.
Распоряжением главы г. Перми от 29.07.2003 N 286-р с изменениями, внесенными распоряжением от 11.09.2003 N 336-р, Комитету по образованию и науке администрации г. Перми разрешено произвести расчеты в сумме 10000000 руб. 00 коп. с МУП "Пермгоркоммунтепло" за проведение технической инвентаризации, изготовление технических паспортов и ремонт тепловых сетей.
Во исполнение указанных распоряжений главы г. Перми, а также на основании акта выполненных работ по приемке теплотрасс учреждений образования г. Перми и счета-фактуры от 11.09.2003 N 17114 Комитет по образованию и науке администрации г. Перми перечислил МУП "Пермгоркоммунтепло" платежным поручением от 15.09.2003 N 2721 10000000 руб. 00 коп.
12.12.2003 между Комитетом по образованию и науке администрации г. Перми и МУП "Пермгоркоммунтепло" подписан акт выполненных работ по приемке теплотрасс учреждений образования г. Перми, в котором перечислены выполненные ответчиком работы на сумму 10000000 руб. 00 коп.
Решением Пермской городской думы от 29.06.2006 N 128 "О структуре администрации города Перми" Комитет по образованию и науке администрации г. Перми переименован в Департамент образования администрации г. Перми.
В результате проведения следственным управлением прокуратуры Пермского края проверки установлено, что работы по текущему и капитальному ремонту, указанные в акте от 12.12.2003 на 8300000 руб. 00 коп., ответчиком не проведены.
По результатам осуществления Департаментом финансов администрации г. Перми проверки обоснованности перечисления денежных средств во исполнение распоряжения Главы г. Перми от 11.09.2003 N 336-р установлено, что МУП "Пермгоркоммунтепло" представило документы, подтверждающие выполнение работ лишь на сумму 3819200 руб. 00 коп.
Истец счел, что ответчиком произведено нецелевое использование бюджетных средств, и обратился в суд с заявлением о взыскании с МУП "Пермгоркоммунтепло" 8300000 руб. 00 коп.
Исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Как видно из материалов дела, ответчик производил приемку тепловых сетей от различных муниципальных образовательных учреждений (согласно перечню тепловых сетей, указанных в приложении к распоряжению главы г. Перми от 19.09.2002 N 334-р, как подлежащие передаче с баланса образовательных учреждений на баланс ответчика) в период с сентября 2002 г. по апрель 2004 г., что подтверждается актами приемки-передачи основных средств (т. 1, л.д. 103-150; т. 2; т. 3, л.д. 1-139).
Письмом от 14.05.2003 N 01-12/650 ответчик сообщил главе г. Перми о принятии 10,124 км сетей и подготовке к принятию дополнительно 10,384 км. тепловых сетей в соответствии с распоряжением от 19.09.2002 N 334-р и просил профинансировать проведенные работы.
В соответствии с находящимися в деле доказательствами денежные средства в сумме 10000000 руб. 00 коп. были перечислены МУП "Пермгоркоммунтепло" на основании распоряжения главы г. Перми от 29.07.2003 N 286-р с изменениями, внесенными распоряжением от 11.09.2003 N 336-р. В графе "Назначение платежа" платежного поручения от 15.09.2003 N 2721, на основании которого истцом были перечислены данные денежные средства, указано на их уплату согласно распоряжению главы г. Перми от 11.09.2003 N 336-р.
Таким образом, судами сделан верный вывод о наличии у ответчика правовых оснований получения спорной суммы в качестве оплаты за выполненные работы, оказанные услуги и указано, что полученная сумма не является неосновательным обогащением ответчика.
Между Комитетом по образованию и науке администрации г. Перми и ответчиком подписан акт от 12.12.2003 выполненных работ по приемке теплотрасс учреждений образования г. Перми, в котором перечислены выполненные работы, оказанные услуги на общую сумму 10000000 руб.
При принятии обжалуемых решения и постановления судами первой и апелляционной инстанций исследованы все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями к отмене или изменению судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края от 30.11.2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 являются законными, отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.11.2007 по делу N А50-10045/2007-Г-3 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента образования администрации г. Перми - без удовлетворения.
Взыскать с Департамента образования администрации г. Перми в доход федерального бюджета 1000 руб. в уплату госпошлины за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2008 г. N Ф09-3615/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника