Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 мая 2008 г. N Ф09-3495/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области (далее - инспекция N 10 по Свердловской области) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2008 по делу N А60-414/2008-С5 о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция по Чкаловскому району г. Екатеринбурга) - Сергиенко А.В. (доверенность от 22.01.2008 N 04-13/2418).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция N 10 по Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области к инспекции по Чкаловскому району г. Екатеринбурга, обществу с ограниченной ответственностью "Сегмент" (далее - общество "Сегмент") с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных инспекцией по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в учредительные документы общества "Сегмент" за государственным номером 2076674197653 от 01.08.2007, и обязании инспекции по Чкаловскому району г. Екатеринбурга исключить запись о государственной регистрации юридического адреса (г. Первоуральск, ул. Ленина, 36-45) общества "Сегмент", ИНН 6674123948, из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Решением суда от 13.02.2008 в удовлетворении заявления отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция N 10 по Свердловской области просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". По мнению заявителя, отказ в признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества на основании документов, содержащих недостоверную информацию, является неправомерным, поскольку такие изменения носят противоправный характер, препятствуют осуществлению контроля за деятельностью налогоплательщика со стороны налоговых органов.
Как следует из материалов дела, обществом "Сегмент" в инспекцию по Чкаловскому району г. Екатеринбурга 19.07.2007 представлено заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением места нахождения юридического лица на следующий: 623100, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Ленина, 36-45.
Инспекцией по Чкаловскому району г. Екатеринбурга 01.08.2007 произведена государственная регистрация соответствующих изменений, вносимых в учредительные документы общества "Сегмент".
Инспекцией N 10 по Свердловской области 08.08.2007 был сделан запрос в Первоуральское БТИ, на который получен ответ от 14.08.2007 N 01-29-4992, в соответствии с которым дом N 36 по ул. Ленина в г. Первоуральске не значится.
Полагая, что государственная регистрация произведена инспекцией по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с нарушением закона, инспекция N 10 по Свердловской области обратилась в арбитражный суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушения требований закона при осуществлении государственной регистрации и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственные органы (налоговые органы) вправе обратиться в арбитражный суд с таким же заявлением в защиту публичных интересов (ст. 53, ч. 2 ст. 198 названного Кодекса, п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 932-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов.
Поскольку доказательства и того и другого в материалах дела отсутствуют, суд правомерно отказал в удовлетворении требований к регистрирующему органу.
Довод инспекции N 10 по Свердловской области о том, что общество "Сегмент" по новому адресу не находится (письмо Первоуральского БТИ от 14.08.2007 N 01-29-4992), судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данная информация не свидетельствует о ненахождении юридического лица по этому адресу в момент осуществления государственной регистрации.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
С учетом того, что доказательств недостоверности сведений, содержащихся в заявлении и в представленных обществом "Сегмент" для государственной регистрации документах, инспекцией N 10 по Свердловской области не представлено, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ее требований.
На основании изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2008 по делу N А60-414/2008-С5 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция N 10 по Свердловской области просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". По мнению заявителя, отказ в признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества на основании документов, содержащих недостоверную информацию, является неправомерным, поскольку такие изменения носят противоправный характер, препятствуют осуществлению контроля за деятельностью налогоплательщика со стороны налоговых органов.
...
Государственные органы (налоговые органы) вправе обратиться в арбитражный суд с таким же заявлением в защиту публичных интересов (ст. 53, ч. 2 ст. 198 названного Кодекса, п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 932-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
...
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2008 г. N Ф09-3495/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника