Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 мая 2008 г. N Ф09-3583/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.11.2007 по делу N А76-23142/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
федерального государственного унитарного предприятия "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина" (далее - предприятие, налогоплательщик) - Проничева Т.В. (доверенность от 01.02.2008 N 67);
инспекции - Ишаева Л.Р. (доверенность от 19.03.2007 N 04-07/4530).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным отказа инспекции от 10.07.2007 N 228 в осуществлении возврата излишне взысканного штрафа в сумме 1000 руб., об обязании произвести возврат излишне взысканного штрафа в сумме 1000 руб. и о взыскании с инспекции процентов в сумме 147 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.11.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению инспекции, положения ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в редакции, действовавшей до 01.01.2007, не предусматривали начисление процентов на суммы несвоевременно возвращенных излишне взысканных штрафов.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 13.06.2006 N 34 о привлечении предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде штрафа в сумме 1000 руб. В адрес налогоплательщика инспекцией выставлено требование от 15.06.2006 N 107 об уплате штрафа в сумме 1000 руб., ему предложено в добровольном порядке в срок до 30.06.2006 уплатить указанную сумму, которая была уплачена платежным поручением от 29.06.2006 N 6601.
Предприятие обжаловало решение инспекции от 13.06.2006 N 34 в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.08.2006 по делу N А76-15086/06 требования налогоплательщика удовлетворены, постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции от 29.11.2006 решение суда оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.03.2007 судебные акты оставлены без изменения.
Предприятие обратилось в инспекцию с заявлением о возврате необоснованно взысканного штрафа в сумме 1000 руб.
Налоговый орган вынес решение от 10.07.2007 N 228 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Не согласившись с указанным отказом, предприятие обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Суды удовлетворили заявленные требования исходя их того, что на сумму излишне взысканного штрафа начисляются проценты в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 79 Кодекса, при этом суды руководствовались положениями п. 7 ст. 3 Кодекса.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Указанное право налогоплательщика в силу п. 2 ст. 22 Кодекса обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Согласно п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Такой порядок установлен ст. 78 и 79 гл. 12 Кодекса "Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм".
Поскольку общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате штрафа в сумме 1000 руб. 26.06.2007, к возникшим правоотношениям подлежит применению ст. 79 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ), а его право на возврат излишне взысканных штрафов подлежало реализации по правилам, установленным данной статьей, с учетом п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
В силу п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ суммы штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со ст. 78, 79 Кодекса (в редакции указанного Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Согласно ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В силу п. 4, 5 этой статьи сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2005 N 13592/04 указал, что перечисление налогоплательщиком денежных средств в уплату налога приобретает характер взыскания в случае, когда производится уплата сумм, доначисленных решением налогового органа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.12.2005 N 503-О, в соответствии с которой регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц. Следовательно, положение абз. 1 п. 4 ст. 79 Кодекса предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик платежным поручением от 29.06.2006 N 6601 уплатил штраф в сумме 1000 руб. Данный факт не оспаривается инспекцией.
Судебными актами, вступившими в законную силу, требования предприятия о признании недействительным решения инспекции от 13.06.2006 N 34 об уплате штрафа в сумме 1000 руб. удовлетворены.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что расчет процентов в сумме 147 руб. 14 коп., начисленных на сумму излишне взысканного штрафа за период с 30.06.2006 по 14.11.2007, произведен предприятием правильно.
При таких обстоятельствах, учитывая положения п. 7 ст. 3 Кодекса, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки вывода судов не имеется, поскольку в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно, вывод судов соответствует установленным фактическим обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.11.2007 по делу N А76-23142/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.12.2005 N 503-О, в соответствии с которой регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц. Следовательно, положение абз. 1 п. 4 ст. 79 Кодекса предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
...
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что расчет процентов в сумме 147 руб. 14 коп., начисленных на сумму излишне взысканного штрафа за период с 30.06.2006 по 14.11.2007, произведен предприятием правильно.
При таких обстоятельствах, учитывая положения п. 7 ст. 3 Кодекса, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2008 г. N Ф09-3583/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника