Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 мая 2008 г. N Ф09-3761/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магнитогорский фармацевтический склад" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2007 по делу N А76-23166/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Андриянова Н.М., директор (паспорт серии 75 04 N 570930, выдан ОВД Ленинского района г. Магнитогорска).
Представители территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Челябинской области (далее - служба), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Служба обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 23.11.2007 заявление административного органа удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса, в виде наложения штрафа в сумме 40000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и истечение срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Служба в отзыве указала, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласна, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 25.09.2007 в ходе проведенной проверки аптеки, принадлежащей обществу и находящейся по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ленина, д. 21/2, службой выявлено, что обществом при осуществлении фармацевтической деятельности допускаются нарушения лицензионных требований, в том числе хранение легковоспламеняющихся жидкостей (спиртовые настойки) свыше 10 кг в общей материальной комнате (комнате хранения); отсутствие прибора для измерения параметров микроклимата в комнате хранения лекарственных средств; отсутствие запирающихся деревянных шкафов для хранения лекарственных препаратов списка "Б"; отсутствие шкафов для раздельного хранения верхней и санитарной одежды сотрудников; не ведется предметно-количественный учет спирта этилового посредством ведения журнала учета; отсутствие документов, подтверждающих поставку товара (счета-фактуры от закрытого акционерного общества "Роста" от 03.07.2007 N 40091/13, 39896/13, от 22.08.2007 N 53022/13); не отражаются сведения о сертификации лекарственных средств при отгрузке в подведомственную аптеку, тем самым допущены нарушения требований ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", ст. 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании), п. 3.18, 3.19, 5.4, 5.6 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении отраслевого стандарта "правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", п. 2.15 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств".
По результатам проверки службой были составлены акт от 25.09.2007 б/н, протокол об административном правонарушении от 27.09.2007 N 18, в котором установлено, что общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
На основании ст. 23.1 Кодекса служба обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленное требование и привлекая общество к административной ответственности, суды исходили из наличия в его действиях состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. При этом суды указали на отсутствие доказательств реализации обществом препарата "Коаксил 12,5 мг N 30", в связи с чем в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса за отсутствие документов, подтверждающих поставку данного товара (счета-фактуры от закрытого акционерного общества "Роста" от 03.07.2007 N 40091/13, 39896/13, от 22.08.2007 N 53022/13), судами отказано.
Выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 4 ст. 14.1 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтической является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В силу ст. 2 указанного Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Подпунктом "в" п. 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности в том числе является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Согласно п. 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" п. 4 настоящего Положения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в нарушение условий осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренных лицензией от 21.09.2006 N 99-02-011844, обществом допущены грубые нарушения требований п. 3.18, 3.19, 5.4, 5.6 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", п. 2.15 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", которые выразились в хранении легковоспламеняющихся жидкостей (спиртовые настойки) свыше 10 кг в общей материальной комнате (комнате хранения); отсутствии прибора для измерения параметров микроклимата в комнате хранения лекарственных средств; отсутствии запирающихся деревянных шкафов для хранения лекарственных препаратов списка "Б"; отсутствии шкафов для раздельного хранения верхней и санитарной одежды сотрудников; отсутствии предметно-количественного учета спирта этилового посредством ведения журнала учета; неотражении сведений о сертификации лекарственных средств при отгрузке в подведомственную аптеку.
При этом судами обоснованно исключен из вменяемого обществу правонарушения факт нахождения на реализации препарата "Коаксил 12,5 мг N 30" при отсутствии документов, подтверждающих его поставку (счета-фактуры от закрытого акционерного общества "Роста" от 03.07.2007 N 40091/13, 39896/13, от 22.08.2007 N 53022/13), в связи с недоказанностью.
Таким образом, общество обоснованно привлечено судами к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Довод общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку административное правонарушение совершено 27.07.2007 и соответственно на момент принятия решения судом первой инстанции (23.11.2007) срок давности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса, истек, судом кассационной инстанции отклоняется.
В силу п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Как видно из материалов дела, совершенное обществом правонарушение обнаружено службой 25.09.2007, таким образом, на момент привлечения общества к административной ответственности срок давности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса, не истек.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2007, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2008 по делу N А76-23166/07 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магнитогорский фармацевтический склад" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в нарушение условий осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренных лицензией от 21.09.2006 N 99-02-011844, обществом допущены грубые нарушения требований п. 3.18, 3.19, 5.4, 5.6 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", п. 2.15 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", которые выразились в хранении легковоспламеняющихся жидкостей (спиртовые настойки) свыше 10 кг в общей материальной комнате (комнате хранения); отсутствии прибора для измерения параметров микроклимата в комнате хранения лекарственных средств; отсутствии запирающихся деревянных шкафов для хранения лекарственных препаратов списка "Б"; отсутствии шкафов для раздельного хранения верхней и санитарной одежды сотрудников; отсутствии предметно-количественного учета спирта этилового посредством ведения журнала учета; неотражении сведений о сертификации лекарственных средств при отгрузке в подведомственную аптеку.
При этом судами обоснованно исключен из вменяемого обществу правонарушения факт нахождения на реализации препарата "Коаксил 12,5 мг N 30" при отсутствии документов, подтверждающих его поставку (счета-фактуры от закрытого акционерного общества "Роста" от 03.07.2007 N 40091/13, 39896/13, от 22.08.2007 N 53022/13), в связи с недоказанностью.
Таким образом, общество обоснованно привлечено судами к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Довод общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку административное правонарушение совершено 27.07.2007 и соответственно на момент принятия решения судом первой инстанции (23.11.2007) срок давности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса, истек, судом кассационной инстанции отклоняется.
В силу п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Как видно из материалов дела, совершенное обществом правонарушение обнаружено службой 25.09.2007, таким образом, на момент привлечения общества к административной ответственности срок давности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса, не истек."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2008 г. N Ф09-3761/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника