Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 июня 2008 г. N Ф09-4243/08-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефтьсервис-С" (далее - общество "Транснефтьсервис-С") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.11.2007 (резолютивная часть от 09.11.2007) по делу N А47-6055/2007-35ГК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по указанному делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" - Черкова Т.П. (доверенность от 01.04.2008 N 011-23);
общества "Транснефтьсервис-С" - Соловьева Е.А. (доверенность от 04.06.2008 N 61/06).
Ходатайство открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" о процессуальном правопреемстве удовлетворено на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с реорганизацией в форме присоединения произведена замена истца открытого акционерного общества "Оренбургэнерго" (далее - общество "Оренбургэнерго") на открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго".
Общество "Оренбургэнерго" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу "Транснефтьсервис-С" о взыскании 36826305 руб. 39 коп., в том числе 32879033 руб. 13 коп. долга за услуги по передаче электроэнергии, оказанные по договору от 03.10.2006 N 796-10, и 3947272 руб. 26 коп. неустойки (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.11.2007 (резолютивная часть от 09.11.2007) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Транснефтьсервис-С" просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неприменение судами обеих инстанций п. 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2; на необоснованное применение тарифов на передачу электроэнергии, полученной абонентом истца, непосредственно с Орской ТЭЦ-1, а также информационных писем ФСТ Российской Федерации от 12.08.2005 N ДС-4928/14, от 13.04.2007 N Бя-1956/13; неприменение подлежащего применению информационного письма от 18.02.2005 N СН-570/14 ФСТ. Заявитель считает ошибочным вывод судов о недоказанности того, что в спорных точках одновременно производится покупка электроэнергии на оптовом рынке и одновременно продажа на розничном рынке. Арбитражный суд не дал оценки наличию договора аренды электрооборудования от 30.11.2005 N 136-10.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" в отзыве на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласно, решение и постановление считает законными и обоснованными.
Как установлено арбитражным судом при рассмотрении дела, по договору от 03.10.2006 N 796-10 общество "Оренбургэнерго" (исполнитель) приняло на себя обязательство оказывать обществу "Транснефтьсервис-С" (заказчик) услуги по передаче открытому акционерному обществу "Орскнефтеоргсинтез" (далее - общество "Орскнефтеоргсинтез") электрической энергии до точек присоединения, перечисленных в приложении N 1 к договору, путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства принадлежащих исполнителю электрических сетей. Общество "Транснефтьсервис-С" в свою очередь обязалось оплачивать оказываемые исполнителем услуги в предусмотренном договором порядке.
По данным приборов учета обществом "Оренбургэнерго" в период с 01.02.2007 по 30.06.2007 на основании договора от 03.10.2006 N 796-10 передано электроэнергии в объеме 112162 кВТч на сумму 74340978 руб. 87 коп.
Направленные обществом "Оренбургэнерго" в адрес общества "Транснефтьсервис-С" акты оказанных услуг от 28.02.2007, от 31.03.2007, от 30.04.2007, от 31.05.2007, от 30.06.2007 подписаны заказчиком с разногласиями. Оплата выставленных исполнителем счетов произведена частично на сумму 38887443 руб. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества "Оренбургэнерго" в суд с иском о взыскании долга и неустойки по договору от 03.10.2006 N 796-10.
Оценив условия договора от 03.10.2006 N 796-10 и приложений к нему, суды первой и апелляционной инстанций с учетом утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг пришли к верному выводу о том, что общество "Транснефтьсервис-С" является потребителем услуг, оказанных в рамках данного договора.
Факт получения ответчиком в предусмотренных договором от 03.10.2006 N 796-10 точках присоединения общества "Орскнефтеоргсинтез" электроэнергии в период с 01.02.2007 по 30.06.2007 обществом "Транснефтьсервис-С" не оспаривается.
Ввиду отсутствия в деле доказательств полной оплаты ответчиком услуг, оказанных обществом "Оренбургэнерго" (ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали обоснованными требования истца о взыскании с общества "Транснефтьсервис-С" 32879033 руб. 13 коп. долга и 3947272 руб. 26 коп. неустойки.
Довод общества "Транснефтьсервис-С" о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) отклонен арбитражным судом обоснованно.
Согласно п. 55 Методических указаний потребитель электрической энергии, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, оплачивает услуги по передаче электрической энергии в следующем порядке. Если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель выдает электрическую энергию (мощность) в электрическую энергию сетевой организации.
Арбитражным судом установлено, что всю поставленную энергию общество "Транснефтьсервис-С" приобретает на оптовом рынке на основании договора купли-продажи.
Исходя из условий применения п. 55 Методический указаний и разъяснений, данных Федеральной службой по тарифам в пункте 9 письма от 12.08.2005 N ДС-4928/14, суды обеих инстанций учли, что при поставке по договору перепродавцом (но не производителем) всего объема электроэнергии с оптового рынка к потребителю, подключенному к шинам распределительного устройства электростанции, пункт 55 Методических указаний не применяется. В этом случае потребитель должен оплачивать услуги по передаче электроэнергии.
Ссылка общества "Транснефтьсервис-С" на необходимость государственной регистрации писем Федеральной службы по тарифам ошибочна. Согласно п. 6.13 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 Положения Федеральная служба по тарифам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции. В соответствии с п. 2 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации (п. 10 Правил). Таким образом, письма, не вошедшие в закрытый перечень пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов, к числу нормативных актов не относятся и, соответственно, регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не подлежат.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке обстоятельств, установленных арбитражными судами, что выходит за пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения и постановления в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.11.2007 (резолютивная часть от 09.11.2007) по делу N А47-6055/2007-35ГК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефтьсервис-С" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка общества "Транснефтьсервис-С" на необходимость государственной регистрации писем Федеральной службы по тарифам ошибочна. Согласно п. 6.13 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 Положения Федеральная служба по тарифам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции. В соответствии с п. 2 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации (п. 10 Правил). Таким образом, письма, не вошедшие в закрытый перечень пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов, к числу нормативных актов не относятся и, соответственно, регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не подлежат."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2008 г. N Ф09-4243/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника