Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 июня 2008 г. N Ф09-3886/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Ореншаль" (далее - общество) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по делу N А47-8720/07 Арбитражного суда Оренбургской области.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее - отделение, административный орган), надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 17.09.2007 N 385-07-1-052-052 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 35000 руб.
Решением суда от 27.11.2007 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 решение суда отменено. В удовлетворении заявления общества отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанное постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений п. 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), полагая, что у общества отсутствует обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета.
Как следует из материалов дела, отделение составило протокол об административном правонарушении от 07.09.2007 по факту нарушения обществом 45-дневного срока для представления в регистрирующий орган ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 2-го квартала 2007 г. По результатам рассмотрения протокола принято постановление от 17.09.2007 N 385 07-1-052-052 о назначении обществу административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг в виде взыскания 35000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у общества обязанности производить раскрытие информации в виде ежеквартального отчета, а также на отсутствие вины общества.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд указал на наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
Согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет), который должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям Закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с подп. "в" п. 5.1. Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется, в том числе, на эмитентов являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество было создано в 1993 г. при приватизации государственного предприятия в соответствии с планом приватизации, который предусматривает возможность отчуждения 51% акций путем закрытой подписки среди членов трудового коллектива. Данный план приватизации предприятия, являющийся проспектом эмиссии его акций, был утвержден в установленном порядке и зарегистрирован Финансовым управлением администрации Оренбургской области 14.05.1993 г. Планом приватизации общества, утвержденным распоряжением Комитета по управлению имуществом Оренбургской области от 22.01.1993 N 47р, предусмотрен способ первичного размещения акций - закрытая подписка среди членов трудового коллектива. Среднесписочная численность работников общества согласно разделу 2 названного плана составляет 945 человек.
На основании изложенного правильным является вывод апелляционного суда о том, что общество, созданное в процессе приватизации государственного предприятия в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, предусматривающим возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям, обязано было в силу п. 5.6 Положения осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета, независимо от фактического количества лиц, приобретших ценные бумаги.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод общества об отсутствии его вины в совершении вменяемого административного правонарушения со ссылкой на п. 8 акта административного органа от 02.04.2007, составленного по результатам проверки соблюдения обществом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Согласно ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 Кодекса).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По результатам проведенной в отношении общества проверки административным органом составлен акт проверки от 02.04.2007.
В п. 8 названного акта административный орган указал на отсутствие у общества обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг в виде ежеквартального отчета, поскольку весь объем выпущенных обществом акций был передан единственному владельцу - Комитету по управлению государственным имуществом Оренбургской области - и не превысил 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Вместе с тем акт проверки не является документом, которым компетентным органом даны официальные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Указанный акт проверки не освобождает общество от соблюдения обязанности, предусмотренной п. 5.6 Положения, осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета.
С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по делу N А47-8720/07 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ореншаль" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
В п. 8 названного акта административный орган указал на отсутствие у общества обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг в виде ежеквартального отчета, поскольку весь объем выпущенных обществом акций был передан единственному владельцу - Комитету по управлению государственным имуществом Оренбургской области - и не превысил 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Вместе с тем акт проверки не является документом, которым компетентным органом даны официальные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Указанный акт проверки не освобождает общество от соблюдения обязанности, предусмотренной п. 5.6 Положения, осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2008 г. N Ф09-3886/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника