Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 июня 2008 г. N Ф09-4008/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан (далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2008 по делу N А07-1740/08.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Абзалова Светлана Фаритовна (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 23.01.2008 N 19/30 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 19.02.2008 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 8.41 Кодекса, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Как следует из материалов дела, прокурором Янаульского района (далее - прокурор) проведена проверка соблюдения предпринимателем законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проверки прокурором установлен факт непредставления предпринимателем, осуществляющим свою деятельность в магазине "Цветы", расположенном по адресу: г. Янаул, ул. Ленина, торговая площадь, в управление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также факт уклонения предпринимателя от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с этим прокурором вынесено постановление о возбуждении производства об административной правонарушении от 17.12.2007, которое передано для рассмотрения по существу в управление.
Рассмотрев материалы проверки, проведенной прокурором в отношении предпринимателя, управление 23.01.2008 вынесло постановление N 19/30 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса.
Считая данное постановление незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из недоказанности управлением наличия состава административного правонарушения в действиях предпринимателя.
Вывод суда является недостаточно обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы оплаты за негативное воздействие на окружающую среду определяются Федеральными законами.
Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632, предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена ст. 8.41 Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Из материалов дела следует, что предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине "Цветы", расположенном по адресу: г. Янаул, ул. Ленина, торговая площадь. В процессе такой деятельности образуются отходы производства и потребления, что подтверждается заключенными предпринимателем договорами с государственным унитарным предприятием "Табигат" от 27.12.007 N 321 и от 21.01.2008 N 95 на услуги по размещению и утилизации (захоронению) отходов производства и потребления, а также сведениями о приеме отходов N 122 - за 2-й квартал 2007 г., N 123 - за 3-й квартал 2007 г. N 122, N 124 - за 4-й квартал 2007 г. (л.д. 24-31).
Следовательно, предприниматель осуществляет размещение твердых бытовых отходов, поскольку из содержания ст. 1 Закона об отходах производства и потребления следует, что к размещению отходов относится их хранение. Предприниматель осуществляет такое хранение до момента вывоза отходов.
Согласно представленным договорам, заключенными предпринимателем с государственным унитарным предприятием "Табигат" от 27.12.007 N 321 и от 21.01.2008 N 95, предприниматель самостоятельно производит платежи в бюджеты всех уровней.
Поэтому то обстоятельство, что вывоз мусора осуществляется государственным унитарным предприятием "Табигат", не освобождает предпринимателя от платы за размещение принадлежащих ему отходов.
Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что отходы предпринимателя обращены в собственность государственного унитарного предприятия "Табигат", в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, вывод суда о недоказанности наличия состава вменяемого правонарушения в действиях предпринимателя является необоснованным.
В силу ст. 25.11, 28.1 Кодекса дела об административных правонарушениях считаются возбужденными с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу ст. 28.4 Кодекса о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса.
Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.12.2007 вынесено прокурором в присутствии предпринимателя (л.д. 21).
При этом предпринимателю прокурором разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст. 25.1, 30.1 Кодекса, ей вручена копия указанного постановления, о чем свидетельствует имеющаяся в нем подпись названного лица.
Факт надлежащего извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 18).
Постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса от 23.01.2008 N 19/30 вынесено управлением без участия предпринимателя, в связи с поступлением от нее заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 19-20).
Следовательно, ни прокурором при возбуждении производства по административному делу, ни управлением при привлечении предпринимателя к административной ответственности не допущено нарушений, повлекших принятие неправомерного постановления.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2008 по делу N А07-1740/08 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан от 23.01.2008 N 19/30 о назначении административного наказания - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 25.11, 28.1 Кодекса дела об административных правонарушениях считаются возбужденными с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу ст. 28.4 Кодекса о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса.
Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.12.2007 вынесено прокурором в присутствии предпринимателя (л.д. 21).
При этом предпринимателю прокурором разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст. 25.1, 30.1 Кодекса, ей вручена копия указанного постановления, о чем свидетельствует имеющаяся в нем подпись названного лица.
...
Постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса от 23.01.2008 N 19/30 вынесено управлением без участия предпринимателя, в связи с поступлением от нее заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 19-20)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июня 2008 г. N Ф09-4008/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника