Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 июня 2008 г. N Ф09-3818/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Регион-Транс" (далее - общество "Регион-Транс") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.12.2007 (резолютивная часть от 17.12.2007) по делу N А71-7200/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 (резолютивная часть от 19.02.2008) по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Ижевское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - общество "ИППЖТ") - Щетникова Ю.В. (доверенность от 09.01.2008 N 26-юр), Солдаткина Д.Е. (доверенность от 06.09.2007 N 20-юр);
общества "Регион-Транс" - Анисимов О.Ю. (доверенность 01.02.2008 N 4), Жещук С.Ю. (доверенность от 01.02.2008 N 3), Воронов И.А. (доверенность от 11.02.2008), Акеев А.Е. (доверенность от 08.01.2008).
Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Общество "ИППЖТ" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "Регион-Транс" о признании права собственности на железнодорожный путь Вожой-Осень инвентарный номер 41558, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, от стр. N 10 станции "Осень" до стр. 52 станции "Старки", протяженностью 5280 м, на основании п. 4 ст. 58, п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До принятия судом решения истец в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования, просит признать право собственности общества "ИППЖТ" на железнодорожный путь Вожой-Осень инвентарный номер 41558, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, от стр. 10 станции "Осень" до стр. 52 станции "Старки", литера I - главный путь, протяженностью 5280 м. Уточнения приняты арбитражным судом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.12.2007 (в полном объеме изготовлено 20.12.2007) исковые требования удовлетворены. Признано право собственности общества "ИППЖТ" на железнодорожный путь Вожой-Осень, инвентарный номер 41558, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, от стр. N 10 станции "Осень" до стр. 52 станции "Старки", литера I - главный путь, протяженностью 5280 м.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 (резолютивная часть от 19.02.2008) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Регион-Транс" просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на отсутствие основания для признания за истцом права собственности на железнодорожный путь Вожой-Осень, в состав которого включены пути станции "Карлутка". Заявитель считает, что в соответствии с передаточным актом от 22.07.2002, перечнем основных средств от 01.07.2002 обществу "ИППЖТ" передан железнодорожный путь Вожой-Осень, инвентарный номер 55, 1971 года постройки, протяженностью 12,5 км, при этом железнодорожные пути станции "Карлутка" инвентарный номер 94, 1966 года постройки, истцу не передавались. Общество "Регион-Транс" полагает, что судами не дана оценка несоответствию индивидуализирующих характеристик (инвентарный номер, протяженность) объекта, переданного по разделительному балансу, и объекта, на который истец просит признать право собственности. Заявитель указывает на необходимость, по его мнению, привлечения к участию в данном деле в качестве третьего лица открытого акционерного общества "Российские железные дороги", поскольку при разрешении спора могут быть затронуты его интересы.
Общество "ИППЖТ", возражая против доводов, изложенных в кассационной жалобе, указало на то, что план приватизации Пермского открытого акционерного общества "Промжелдортранс" от 1992 г., разделительный баланс от 01.07.2002, передаточный акт от 22.07.2002 составлялись при отсутствии документов из органов технической инвентаризации, поэтому данные железнодорожных путей в названных документах описаны так, как они определены в инвентарной карточке, а не в техническом паспорте пути. Кроме того, в соответствии с разд. 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Министром путей сообщения Российской Федерации от 26.05.2000 N ЦРБ-756, главные пути определены как пути перегонов, а также пути станции, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах. Таким образом, главный путь не разрывается станционными путями, они являются частью главного пути, следовательно, железнодорожный путь, проходящий по станции "Карлутка", не может быть исключен из состава главного пути Вожой-Осень. Также истец указывает на то, что в соответствии с письмом Ижевского отделения филиала Горьковской железной дороги открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 28.05.2008 N 222/НОДРИ объект недвижимости - железнодорожный путь Вожой-Осень, протяженностью 5280 км, инвентарный номер 41558, литера I, от стрелки 10 станции "Осень" до стрелки 52 станции "Старки" на балансе Ижевского отделения не числится.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с протоколом от 13.05.2002 N 1 (вопрос повестки 18) общего годового собрания акционеров Пермского открытого акционерного общества "Промжелдортранс" (далее - общество "Промжелдортранс"; в дальнейшем наименование изменено на открытое акционерное общество "Регион-Транс") в результате реорганизации в форме выделения из общества "Промжелдортранс" на базе Ижевского отделения было создано общество "ИППЖТ". Данным собранием утвержден разделительный баланс общества "Промжелдортранс" и Ижевского отделения. Общество "ИППЖТ" 15.08.2002 зарегистрировано в качестве юридического лица (т. 1, л.д. 9-15, 45-64, 86).
Согласно разделительному балансу от 01.07.2002, утвержденному общим собранием акционеров общества "Промжелдортранс" от 22.07.2002, передаточному акту от 22.07.2002 и приложению N 1 к нему общество "Промжелдортранс" передало, а общество "ИППЖТ" приняло в составе основных средств, в том числе, железнодорожный путь Вожой-Осень, 1971 года постройки, протяженностью 12,5 км, инвентарный номер 55 (т. 1, л.д. 16-26).
Государственным унитарным предприятием "Удмурттехинвентаризация" по состоянию на 05.08.2003 изготовлен Технический паспорт железнодорожных путей, согласно которому спорный объект обозначен как железнодорожный путь Вожой-Осень, расположенный от стр. N 10 станции "Осень" до стр. 52 станции "Старки" инвентарный номер 41558, включающий в себя: литера I - главный путь длиной 5280 м, стрелочные переводы N 24, 30, 21, 9, 3, 1, литера VIII - тупик от стр. 16 (т. 1, л.д. 28-34).
Поскольку между данными технической инвентаризации по состоянию на 05.08.2003, планом приватизации общества "Промжелдортранс" от 30.11.1992, разделительным балансом по состоянию на 01.07.1992, передаточным актом от 22.07.2002, которые составлялись в отсутствие документов органов технической инвентаризации, имеют расхождения в протяженности, инвентарном номере и расположении переданного железнодорожного пути, препятствующие государственной регистрации права собственности, общество "ИППЖТ" обратилось в арбитражный суд с иском на основании п. 4 ст. 58, п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (абз. 3 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Как установлено судами, согласно разделительному балансу по состоянию на 01.07.2002 и передаточному акту от 22.07.2002 обществом "Промжелдортранс" (обществом "Регион-Транс") передан обществу "ИППЖТ" железнодорожный путь Вожой-Осень протяженностью 12,5 км, инвентарный номер 55. Из инвентарной карточки учета основных средств N 55 следует, что инвентарным объектом основных средств является железнодорожный путь Вожой-Осень протяженностью 12,5 км (т. 1, л.д. 35-36).
С учетом изложенного и приведенных норм права судами правомерно удовлетворены исковые требования общества "ИППЖТ".
При этом апелляционным судом обоснованно отклонен довод общества "Регион-Транс" о несоответствии индивидуализирующих характеристик (инвентарный номер, протяженность) объекта, переданного по разделительному балансу, и объекта, на который истец просит признать право собственности, поскольку ответчиком в порядке, предусмотренном ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств того, что железнодорожный путь Вожой-Осень, 1971 года постройки, протяженностью 12,5 км, переданный согласно разделительному балансу и передаточному акту истцу, и железнодорожный путь Вожой-Осень, расположенный от стр. N 10 станции "Осень" до стр. 52 станции "Старки", на который представлен технический паспорт по состоянию на 05.08.2003, являются разными объектами. Апелляционным судом сделан правильный вывод о том, что указание в передаточном акте и инвентарной карточке N 55 иной протяженности железнодорожного пути по сравнению с выпиской из технического паспорта не исключает возможности признания права собственности на железнодорожный путь меньшей протяженностью.
Ссылка заявителя на необоснованность признания за истцом права собственности на железнодорожный путь Вожой-Осень, в состав которого включены пути станции "Карлутка", судом кассационной инстанции отклоняется. Из передаточного акта от 22.07.2002 усматривается, что ответчиком истцу передан железнодорожный путь Вожой-Осень протяженностью 12,5 км, в том числе железнодорожные пути станции "Карлутка", 1966 года постройки, протяженностью 0,853 км, инвентарный номер 94.
Вывод судов о том, что железнодорожный путь, проходящий по станции "Карлутка", не может быть исключен из состава главного пути Вожой-Осень, согласуется с положениями разд. 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Министром путей сообщения Российской Федерации от 26.05.2000 N ЦРБ-756.
Довод общества "Регион-Транс" о необходимости привлечения к участию в данном деле в качестве третьего лица открытого акционерного общества "Российские железные дороги", поскольку при разрешении спора могут быть затронуты его интересы, судом кассационной инстанции также отклоняется, поскольку согласно представленному в материалы дела письму Ижевского отделения филиала Горьковской железной дороги открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 28.05.2008 N 222/НОДРИ объект недвижимости - железнодорожный путь Вожой-Осень, протяженностью 5280 км, инвентарный номер 41558, литера I, от стрелки 10 станции "Осень" до стрелки 52 станции "Старки" на балансе Ижевского отделения не числится.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.12.2007 (резолютивная часть от 17.12.2007) по делу N А71-7200/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 (резолютивная часть от 19.02.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Регион-Транс" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку между данными технической инвентаризации по состоянию на 05.08.2003, планом приватизации общества "Промжелдортранс" от 30.11.1992, разделительным балансом по состоянию на 01.07.1992, передаточным актом от 22.07.2002, которые составлялись в отсутствие документов органов технической инвентаризации, имеют расхождения в протяженности, инвентарном номере и расположении переданного железнодорожного пути, препятствующие государственной регистрации права собственности, общество "ИППЖТ" обратилось в арбитражный суд с иском на основании п. 4 ст. 58, п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (абз. 3 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2008 г. N Ф09-3818/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника