Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 июня 2008 г. N Ф09-3802/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - инспекция, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.01.2008 по делу N А07-16774/07-А-КИН.
В судебном заседании принял участие представитель военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа (далее - прокурор) - Иванов Е.В. (доверенность 24.12.2007 N 4/9392/88).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Прокурор в интересах Министерства обороны Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий регистрирующего органа по включению войсковой части 67719 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр) и обязании регистрирующего органа внести соответствующие изменения в реестр, исключив из него сведения о войсковой части 67719.
Определением суда первой инстанции от 05.12.2007 Министерство обороны Российской Федерации и войсковая часть 67719 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 23.01.2008 (резолютивная часть от 18.01.2008) заявленные требования удовлетворены, действия инспекции по включению войсковой части 67719 в реестр признаны незаконными, на инспекцию возложена обязанность по исключению из реестра сведений о войсковой части 67719.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что оспариваемая регистрация была осуществлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации. При этом кассатор указывает на то, что регистрирующий орган не регистрировал создание войсковой части как юридического лица, а лишь внес запись в реестр относительно уже созданного юридического лица. По мнению заявителя жалобы, войсковая часть 67719 полностью отвечает правовому статусу учреждения (ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Прокурор в отзыве указал, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласен, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с представлением войсковой частью 67719 в регистрирующий орган сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (форма N Р17001), в которых указано, что войсковая часть 67719 создана и зарегистрирована 22.05.1946 на основании директивы штаба Южно-Уральского военного округа, инспекцией 24.04.2003 в реестр за номером 1030204220309 внесена запись о войсковой части 67719 как юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, о чем выдано свидетельство серии 02 N 004084433.
Установив данные обстоятельства при проведении прокурорской проверки и полагая, что указанные действия инспекции являются незаконными, прокурор на основании ст. 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование заявленных требований он указал на то, что войсковая часть 67719 не обладает признаками юридического лица и не была зарегистрирована в качестве такового до 01.07.2002.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия инспекции являются незаконными, поскольку правовых оснований для включения войсковой части 67719 в реестр у регистрирующего органа не имелось.
Данный вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и требованиях закона.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 1 ст. 52 данного Кодекса юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, действовавшим до и в период внесения инспекцией в реестр спорной записи, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции министра обороны Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом, решения о придании войсковой части 67719 статуса юридического лица Министерство обороны Российской Федерации не принимало; войсковая часть 67719 утвержденных в установленном порядке учредительных документов не имеет; в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества у нее нет, она финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что войсковая часть 67719 не обладает признаками юридического лица, в связи с чем инспекция была не вправе вносить в реестр запись о ней как о юридическом лице.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Ссылка инспекции относительно соответствия оспариваемых действий регистрирующего органа положениям п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" судом кассационной инстанции не принимается, так как, поскольку надлежащих доказательств наличия у войсковой части 67719 статуса юридического лица до вступления в силу названного Закона в регистрирующий орган представлено не было, основания для регистрации войсковой части 67719 в качестве юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, отсутствовали.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.01.2008 по делу N А07-16774/07-А-КИН оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, действовавшим до и в период внесения инспекцией в реестр спорной записи, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции министра обороны Российской Федерации.
...
Ссылка инспекции относительно соответствия оспариваемых действий регистрирующего органа положениям п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" судом кассационной инстанции не принимается, так как, поскольку надлежащих доказательств наличия у войсковой части 67719 статуса юридического лица до вступления в силу названного Закона в регистрирующий орган представлено не было, основания для регистрации войсковой части 67719 в качестве юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, отсутствовали."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июня 2008 г. N Ф09-3802/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника