Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 июня 2008 г. N Ф09-4059/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - Региональное отделение ФСФР) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 (резолютивная часть от 20.03.2008) по делу N А60-31358/2007-С5.
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "ЭОЛА" (далее - общество "ЭОЛА") - Собакин Н.В. (доверенность от 06.11.2007);
Регионального отделения ФСФР - Кокоулин С.Е. (доверенность от 12.12.2007 N 91).
Общество "ЭОЛА" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным приказа Регионального отделения ФСФР от 07.03.2007 N 401 об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, а также об обязании Региональное отделение ФСФР произвести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций общества "ЭОЛА".
Решением суда от 11.01.2008 (резолютивная часть от 10.01.2008) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 (резолютивная часть от 20.03.2008) решение суда отменено. Приказ Регионального отделения ФСФР об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций общества "ЭОЛА" признан недействительным. Суд обязал Региональное отделение ФСФР устранить допущенное нарушение прав и интересов заявителя.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Региональное отделение ФСФР просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и норм Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 174-ФЗ). Заявитель полагает, что нарушение срока, предусмотренного п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ, является неустранимым по своей сути, так как срок уже пропущен и не может быть восстановлен. Кроме того, Региональное отделение ФСФР указывает на расширенное толкование судом информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2001 N 63 "Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным" (далее - информационное письмо от 23.04.2001 N 63).
Как следует из материалов дела, общество "ЭОЛА" зарегистрировано постановлением главы администрации Челябинска-65 от 28.05.1993 N 985.
Региональным отделением ФСФР в отношении общества "ЭОЛА" вынесено предписание от 06.12.2006 N 12231-003/06, согласно которому последнее обязано предоставить в регистрирующий орган документы на государственную регистрацию выпуска акций, оформленные в соответствии со ст. 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 16.03.2005 N 05-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии ценных бумаг от 16.03.2005 N 05-4/пз-н).
Как указывает заявитель, необходимый для государственной регистрации пакет документов был им направлен в адрес Регионального отделения ФСФР 29.01.2007, в подтверждение чего представлена опись документов (л.д. 11).
Приказом Регионального отделения ФСФР от 07.03.2007 N 401 обществу "ЭОЛА" было отказано в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций в связи с нарушением истцом срока представления документов на государственную регистрацию, а также несоответствии данных документов требованиям, установленным Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и Стандартам эмиссии ценных бумаг от 16.03.2005 N 05-4/пз-н (л.д. 14).
Общество "ЭОЛА", ссылаясь на незаконность отказа Регионального отделения ФСФР в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что заявителем пропущен срок представления в регистрирующий орган документов, предусмотренный п. 1 ст. 1. Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ. По мнению суда, в представленных обществом "ЭОЛА" для государственной регистрации документах имеются несоответствия, при этом нарушение срока предоставления документов на регистрацию не предполагает возможности для устранения несоответствий в представленных документах.
Отменяя решение суда и признавая приказ Регионального отделения ФСФР от 07.03.2007 N 401 недействительным, суд апелляционной инстанции указал, что пропуск установленного законом срока, а также наличие в представленных документах устранимых нарушений не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации (ч. 1, 3 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ, ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
Данные выводы суда апелляционной инстанции следует признать соответствующими закону и обстоятельствам дела исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ документы для государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации, должны быть представлены не позднее года со дня вступления Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ в силу (т. е. до 28.12.2004).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ акционерные общества, не представившие в указанный срок документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.
Между тем, как правильно указано судом апелляционной инстанции, предъявление таких исков является правом, а не обязанностью уполномоченного органа. Иные последствия пропуска срока на представление документов для государственной регистрации выпусков акций Федеральным законом от 10.12.2003 N 174-ФЗ не предусмотрены.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ регистрирующий орган обязан провести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций или принять мотивированное решение об отказе в их государственной регистрации в срок не позднее 60 дней с даты получения всех необходимых документов.
Решение об отказе в государственной регистрации выпуска акций принимается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". При этом ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Поскольку из норм ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ не следует, что истечение срока представления документов на государственную регистрацию выпусков акций лишает акционерное общество права представить указанные документы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что срок, установленный ч. 1 ст. 1 Закона, не носит пресекательного характера и, соответственно, нарушение такого срока не является безусловным основанием для отказа в регистрации выпуска и отчета о выпуске ценных бумаг.
Кроме того, пунктом 2.4.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг от 16.03.2005 N 05-4/пз-н предусмотрено, что в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента (далее именуются - устранимые нарушения), регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения нарушений с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения.
Однако доказательств невозможности устранения допущенных нарушений в представленных заявителем в регистрирующий орган документах в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения п. 2.4.9, 2.4.10, 2.4.11, 2.4.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг от 16.03.2005 N 05-4/пз-н, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что пропуск установленного законом срока предоставления документов для государственной регистрации выпуска акций и наличие в представленных документах устранимых нарушений не могут являться безусловным основанием для отказа в государственной регистрации.
При этом следует признать обоснованной ссылку суда апелляционной инстанции на п. 2 информационного письма от 23.04.2001 N 63, из которого следует, что представление документов для государственной регистрации выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, с нарушением установленного срока не является основанием для признания выпуска акций недействительным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно признал приказ Регионального отделения ФСФР от 07.03.2007 N 401 недействительным.
Доводы Регионального отделения ФСФР судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании заявителем положений Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ, ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Стандартов эмиссии ценных бумаг от 16.03.2005 N 05-4/пз-н, информационного письма от 23.04.2001 N 63 и не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права.
На основании изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 (резолютивная часть от 20.03.2008) является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 (резолютивная часть от 20.03.2008) по делу N А60-31358/2007-С5 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку из норм ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ не следует, что истечение срока представления документов на государственную регистрацию выпусков акций лишает акционерное общество права представить указанные документы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что срок, установленный ч. 1 ст. 1 Закона, не носит пресекательного характера и, соответственно, нарушение такого срока не является безусловным основанием для отказа в регистрации выпуска и отчета о выпуске ценных бумаг.
Кроме того, пунктом 2.4.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг от 16.03.2005 N 05-4/пз-н предусмотрено, что в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента (далее именуются - устранимые нарушения), регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения нарушений с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения.
Однако доказательств невозможности устранения допущенных нарушений в представленных заявителем в регистрирующий орган документах в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения п. 2.4.9, 2.4.10, 2.4.11, 2.4.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг от 16.03.2005 N 05-4/пз-н, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что пропуск установленного законом срока предоставления документов для государственной регистрации выпуска акций и наличие в представленных документах устранимых нарушений не могут являться безусловным основанием для отказа в государственной регистрации.
При этом следует признать обоснованной ссылку суда апелляционной инстанции на п. 2 информационного письма от 23.04.2001 N 63, из которого следует, что представление документов для государственной регистрации выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, с нарушением установленного срока не является основанием для признания выпуска акций недействительным.
...
Доводы Регионального отделения ФСФР судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании заявителем положений Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ, ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Стандартов эмиссии ценных бумаг от 16.03.2005 N 05-4/пз-н, информационного письма от 23.04.2001 N 63 и не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 (резолютивная часть от 20.03.2008) по делу N А60-31358/2007-С5 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2008 г. N Ф09-4059/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника