Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 июня 2008 г. N Ф09-4163/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска (далее - инспекция) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 по делу N А71-10795/07 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Воробьева Е.В. (доверенность от 09.01.2008 N 7), Кочнев С.А. (доверенность от 06.06.2008 N 20);
общества с ограниченной ответственностью "Пик" (далее - общество) - Ризатдинов Р.Р. (доверенность от 12.10.2007 N 2Д).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 14.12.2007 N 226 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Решением суда от 15.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 (резолютивная часть от 03.03.2008) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом положений Кодекса, Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ). Инспекция также считает, что процессуальных нарушений при производстве данного административного дела не допущено.
Как следует из материалов дела, 26.10.2007 инспекцией на основании поручения от 26.10.2007 N 284 проведена проверка общества по вопросам соблюдения требований Закона N 54-ФЗ в принадлежащем ему игровом интернет-клубе "Шанс", расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. М. Горького, 164, о чем составлен акт проверки от 26.10.2007 N 073075.
В ходе проверки инспекцией установлен факт осуществления обществом наличных денежных расчетов при оказании услуг населению, в том числе "игровой сеанс" через систему Интернет по программе расчетов "Pinsale" в сумме 100 руб. без применения контрольно-кассовой техники, при этом клиенту выдана квитанция о приеме денежных средств неустановленного образца.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол от 04.12.2007 N 226 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 14.12.2007 N 226 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Считая постановление инспекции о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления, а также отсутствия в действиях инспекции процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, при этом указал на наличие существенных процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 14.5 Кодекса продажа товаров в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из содержания ст. 5 Закона N 54-ФЗ следует, что организации (за исключением кредитных организаций), применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, в частности, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Пунктом 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.
В силу п. 1 ст. 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом.
Как следует из материалов, общество с ограниченной ответственностью "Сафари" (далее - агент, ООО "Сафари") заключило с обществом (субагент) субагентский договор от 08.08.2007 N 77 от имени и в интересах компании General Ltd (принципала) во исполнение условий договора от 01.01.2007 N 1-ИН.
По условиям субагентского договора общество от имени и за счет ООО "Сафари" обязуется безвозмездно предоставлять клиентам доступ в систему "Pinsale", осуществлять действия по приему депозитов от клиентов, передавать их по указанным клиентом реквизитам, производить выплату клиентам денежных средств, имеющихся на их балансе в системе, перечислять агенту денежные средства, составляющие разницу между суммой принятых депозитов и суммой выплат. В свою очередь агент выплачивает субагенту ежемесячное вознаграждение за оказываемые услуги (раздел 1 договора от 08.08.2007 N 77).
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что общество не осуществляло денежных расчетов с клиентами за предоставляемые им услуги, поскольку полученные от них денежные средства вводились субагентом в качестве залогового депозита в систему расчетов Pinsale на баланс клиента. При этом прием депозитов оформлялся обществом выдачей клиенту квитанции по форме, установленной в Приложении к указанному договору, в которой прямо указано на прием денежных средств в указанную систему расчетов. Денежные средства, составляющие разницу между суммой принятых депозитов и суммой выплат за выигрыш, перечислялись агенту.
Апелляционный суд, исследовав и оценив в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, материалы дела, пришел обоснованному к выводу о том, что в действиях общества, установленных проверкой, нет основного условия, при котором подлежит применению контрольно-кассовая техника, а именно продажа лицом, привлекаемым к административной ответственности, товаров, оказание услуг за наличный денежный расчет.
Таким образом, факт неприменения обществом контрольно-кассовой техники при получении денежных средств в качестве залогового депозита, размещаемого на балансе клиента, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса.
Вместе с тем в силу ст. 1.6 Кодекса привлечение к административной ответственности возможно только на основаниях и в порядке, предусмотренном законом.
Из смысла и содержания ст. 28.2 Кодекса следует, что административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные данной статьей Кодекса. При этом неизвещение административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении свидетельствует о нарушении предоставленных последнему Кодексом гарантий защиты.
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из содержания п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что протокол от 04.12.2007 N 226 составлен без участия законного представителя общества (л.д. 30).
Представленное в материалы дела инспекцией уведомление от 10.11.2007 N 00-11-06/28267 о необходимости обществу явиться в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении на 04.12.2007 в 9-00, уведомления о вручении, не свидетельствуют о надлежащем уведомлении общества о времени и месте составления протокола (л.д. 29, 33). В данном уведомлении инспекцией назван адрес г. Ижевск, ул. Клубная, 61-37, не совпадающий с адресом, указанным на конверте и уведомлении о вручении (л.д. 29), в связи с чем ссылка инспекции на отсутствие процессуальных нарушений в ходе привлечения к административной ответственности не нашла своего подтверждения.
Кроме того, довод инспекции о том, что ей не был известен иной адрес общества (г. Ижевск, ул. Клубная, 61-37), противоречит материалам дела.
Иных доказательств, подтверждающих надлежащее уведомление общества о времени и месте составления протокола инспекцией в материалы дела не представлено.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, заявлению ходатайств и отводов, пользованию юридической помощью защитника.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем правомерно признал незаконным и отменил постановление инспекции 14.12.2007 N 226.
Арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, доводам, правильно применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 по делу N А71-10795/07 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
...
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, заявлению ходатайств и отводов, пользованию юридической помощью защитника."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2008 г. N Ф09-4163/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника