Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 июня 2008 г. N Ф09-4222/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу прокурора Удмуртской Республики (далее - прокурор) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.04.2008 (резолютивная часть от 03.04.2008) по делу N А71-927/08.
В судебном заседании принял участие представитель администрации г. Ижевска (далее - администрация) - Корытцев А.Е. (доверенность от 28.12.2007 N 01-29-5330).
Прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, явку своих представителей не обеспечил.
Прокурор обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании ч. 1 п. 2.1., п. 2.1.2., п. 2.1.3., п. 2.2., п. 2.2.2., п. 2.3., п. 2.4., ч. 2 п. 2.5., п. 3.1.1 Положения о порядке размещения временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков на территории г. Ижевска, утвержденного постановлением администрации от 30.10.2007 N 664 (далее - Положение), недействующими как не соответствующими ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), ч. 1 ст. 2, ст. 3, ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 7 ч. 1 ст. 1, ч. 7 ст. 42, ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 40, ст. 44 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
Решением суда от 07.04.2008 (резолютивная часть от 03.04.2008) ч. 1 п. 2.1., п. 2.1.2., п. 2.1.3., п. 2.2., п. 2.2.2., п. 2.3., п. 2.4., ч. 2 п. 2.5., п. 3.1.1 Положения признаны не соответствующими ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации и ст. 47 Закона N 131-ФЗ и не действующими в данной части.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, прокурор просит указанный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом положений Закона N 131-ФЗ, иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 30.10.2007 N 664 было утверждено Положение.
Считая, что ч. 1 п. 2.1., п. 2.1.2., п. 2.1.3., п. 2.2., п. 2.2.2., п. 2.3., п. 2.4., ч. 2 п. 2.5., п. 3.1.1 Положения являются недействующими по причине не соответствия ст. 16 Закона N 131-ФЗ, ч. 1 ст. 2, ст. 3, ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 7 ч. 1 ст. 1, ч. 7 ст. 42, ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 40, ст. 44 Закона N 2300-1, прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая ч. 1 п. 2.1., п. 2.1.2., п. 2.1.3., п. 2.2., п. 2.2.2., п. 2.3., п. 2.4., ч. 2 п. 2.5., п. 3.1.1 Положения не соответствующими ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации и ст. 47 Закона N 131-ФЗ и не действующими в данной части, суд исходил из того, что Положение, в частности его обжалуемые пункты, не были опубликованы для всеобщего сведения.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со ст. 47 Закона N 131-ФЗ обязанностью органов местного самоуправления является опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан, в средствах массовой информации. При этом указанным Законом установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
При этом муниципальным правовым актом является решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер (ст. 2 Закона N 131-ФЗ).
Как правильно установлено судом, оспариваемое Положение утверждено постановлением главы администрации г. Ижевска, применяется на территории г. Ижевска и затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, в связи с чем является нормативным (муниципальным) правовым актом.
Согласно ст. 53 Устава г. Ижевска, принятого решением Городской Думы г. Ижевска от 16.06.2005 N 333, правовые акты главы муниципального образования "Город Ижевск", официально публикуются (обнародуются) в порядке, предусмотренном ст. 52 Устава г. Ижевска.
Частью 4 ст. 52 Устава г. Ижевска обнародование решения Городской Думы осуществляется главой муниципального образования "Город Ижевск" путем его опубликования в официальных средствах массовой информации. Опубликование решения Городской Думы осуществляется в официальных средствах массовой информации муниципального образования "Город Ижевск", определяемых Городской Думой.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 09.06.1999 N 115 для официальной публикации нормативных правовых актов Городской Думы г. Ижевска определены следующие средства массовой информации: "Ижевский Вестник", "Известия Удмуртской Республики", "Удмуртская правда".
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорное Положение не было опубликовано для всеобщего сведения ни в одном из указанных средств массовой информации.
В связи с чем, Положение, как правильно указал суд, нельзя признать законным (действующим) и подлежащим применению в какой-либо части как принятое с нарушением требований ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации и ст. 47 Закона N 131-ФЗ.
Ссылка прокурора на незаконность ч. 1 п. 2.1 Положения устанавливающего, что размещение временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков на территории г. Ижевска должно осуществляться на оборудованных для этих целей площадках с учетом специфики оказываемых населению услуг при наличии договора с обслуживающей организацией на уборку территории, прилегающей к местам размещения нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков, в связи с несоответствием его ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и абз. 7 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку, как полагает суд кассационной инстанции, данная неточность в изложении указанного пункта Положения не может свидетельствовать о незаконности спорного Положения, являющегося недействующим в силу неопубликования его для всеобщего сведения.
Также необоснованны доводы прокурора о несоответствии п. 2.1.2., п. 2.1.3., п. 2.2., п. 2.2.2., п. 2.3., п. 2.4., ч. 2 п. 2.5., п. 3.1.1 Положения ч. 1 ст. 2, ст. 3, ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 7 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 40, ст. 44 Закона N 2300-1.
Так указанными пунктами Положения определено, что: на Центральной площади г. Ижевска разрешается размещение только временных нестационарных аттракционов и осуществляется в период с 15 ноября по 15 марта на основании приказа администрации в соответствии с предложениями, подготовленными Управлением благоустройства и транспорта администрации г. Ижевска, согласованными с Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска. При проведении общегородских праздничных мероприятий (День Победы, День города и др.) размещение временных нестационарных аттракционов на Центральной площади осуществляется на основании разрешения, выданного Управлением культуры и туризма администрации г. Ижевска в соответствии со схемой размещения, подготовленной Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска (п. 2.1.2); размещение временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков на остальной территории г. Ижевска следует осуществлять на основании приказов глав администраций районов города (2.1.3); размещение временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков на территории г. Ижевска допускается только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого администрацией города или администрацией района города на размещение временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков. Разрешение выдается на основании заявлений услугодателя, поступивших в администрацию города или района (п. 2.2); к заявлению прилагаются: свидетельство (копия) о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего органа, свидетельство (копия) о постановке на учет в налоговом органе, перечень услуг, предлагаемых населению в сфере культурного отдыха и развлечений, с использованием временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков, схема генплана места размещения временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков на топосъемке в М 1:500, согласованная с ГУАиГ администрации г. Ижевска для всех мест, исключая Центральную площадь г. Ижевска, техническая документация на оборудование временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков, сертификаты соответствия гигиеническим, противопожарным и техническим требованиям, письменное согласие землепользователя на размещение временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков (п. 2.2.2); установка временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков без соответствующих разрешений запрещается (п. 2.3); услугодатель обязан иметь и предъявлять уполномоченным органам: учредительные документы, гигиенический сертификат в случаях, предусмотренных действующим законодательством, заключение ГИБДД, разрешение администрации города или района на размещение нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков, книгу отзывов и предложений, инструкцию по эксплуатации (для нестационарных аттракционов), журнал для проведения инструктажа по технике безопасности, технические паспорта завода-изготовителя на все оборудование, включая клетки для животных, заключение государственных органов пожарной безопасности, ветеринарное свидетельство (для передвижных цирков и зоопарков), справки о наличии прививок, исследований (для передвижных цирков и зоопарков), справки об осмотре животных государственным учреждением ветеринарии Удмуртской Республики "Ижевская гор. СББЖ" (для передвижных цирков и зоопарков) (п. 2.4); по завершении срока функционирования временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков в соответствии с разрешением на их размещение услугодатель обязан привести площадку в надлежащее состояние (ч. 2 п. 2.5); предоставление необходимой потребителям информации, которая должна быть размещена в удобном для обозрения месте и содержать: сведения об услугодателе, режим работы временного нестационарного аттракциона, передвижного цирка и зоопарка, перечень услуг и стоимость пользования ими за единицу времени, правила пользования временными нестационарными аттракционами, передвижными цирками и зоопарками, сведения по технике безопасности и правилах пользования временными нестационарными аттракционами, передвижными цирками и зоопарками, место нахождения книги отзывов и предложений, свидетельство (копию) о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего органа, номера телефонов органа по защите прав потребителей, услугодателя, органа, выдавшего разрешение (п. 3.1.1).
Между тем, как правильно указал суд, указанные пункты Положения вынесены в пределах компетенции администрации, как органа местного самоуправления, которой к вопросам местного значения в силу п. 20 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ отнесены вопросы создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Вместе с тем, суд пришел к правильному выводу, что из содержания п. 2.1.2, 2.1.3, 2.2., 2.2.2. не следует, что земельные участки под временными нестационарными аттракционами, передвижными цирками и зоопарками передается в пользование в нарушение п. 7 ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации бесплатно, поскольку спорное Положение вообще не регулирует вопросы землепользования, не содержит условий, указывающих на предоставление земельных участков. Доказательств того, что выдачей разрешений на размещение временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков на территории г. Ижевска фактически осуществляется бесплатная передача муниципальной земли прокурором не представлено.
Также правильно суд указал на тот факт, что написание заявления на выдачу разрешения (п. 2.2. Положения) не свидетельствует об ограничении лица в его правах (ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации), так как указанное заявления само по себе представляет просьбу лица на размещение временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков на территории г. Ижевска. При этом доказательств того, что каким-то лицам данное разрешения выдается без заявления, что, в свою очередь, ограничивает в правах тех, от кого заявления требуют, прокурором не представлено.
Включением же в п. 2.2.2 и 2.4 Положения требования о предоставлении перечисленных документов, как обоснованно отмечено судом, не свидетельствует о несоответствии такого требования ч. 1 ст. 1 Закона N 2300-1, поскольку только при наличии у лица данных документов возможно обеспечение безопасности населения при пользовании услугами нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков на территории г. Ижевска, что входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Также суд правильно отклонил довод прокурора о том, что установленной ч. 2 п. 2.5 Положения обязанностью привести площадку в надлежащее состояние по завершении срока функционирования временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков ограничиваются или могут быть ограничены чьи-либо права, поскольку данным требованием обоснованно преследуется цель создания благоприятных условий для массового отдыха жителей города и обустройства мест массового отдыха населения.
Установленная в п. 3.1.1 обязанность предоставления перечня необходимой потребителям информации, которая должна быть размещена в удобном для обозрения месте, не нарушает прав услугодателей, а лишь свидетельствует о создании администрацией благоприятных и безопасных условий для массового отдыха жителей города.
В связи с изложенным, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания п. 2.1.2., п. 2.1.3., п. 2.2., п. 2.2.2., п. 2.3., п. 2.4., ч. 2 п. 2.5., п. 3.1.1 Положения не соответствующим требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Закона N 2300-1.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.04.2008 (резолютивная часть от 03.04.2008) по делу N А71-927/08 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Включением же в п. 2.2.2 и 2.4 Положения требования о предоставлении перечисленных документов, как обоснованно отмечено судом, не свидетельствует о несоответствии такого требования ч. 1 ст. 1 Закона N 2300-1, поскольку только при наличии у лица данных документов возможно обеспечение безопасности населения при пользовании услугами нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков на территории г. Ижевска, что входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Также суд правильно отклонил довод прокурора о том, что установленной ч. 2 п. 2.5 Положения обязанностью привести площадку в надлежащее состояние по завершении срока функционирования временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков и зоопарков ограничиваются или могут быть ограничены чьи-либо права, поскольку данным требованием обоснованно преследуется цель создания благоприятных условий для массового отдыха жителей города и обустройства мест массового отдыха населения.
Установленная в п. 3.1.1 обязанность предоставления перечня необходимой потребителям информации, которая должна быть размещена в удобном для обозрения месте, не нарушает прав услугодателей, а лишь свидетельствует о создании администрацией благоприятных и безопасных условий для массового отдыха жителей города.
В связи с изложенным, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания п. 2.1.2., п. 2.1.3., п. 2.2., п. 2.2.2., п. 2.3., п. 2.4., ч. 2 п. 2.5., п. 3.1.1 Положения не соответствующим требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Закона N 2300-1."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2008 г. N Ф09-4222/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника