Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 июня 2008 г. N Ф09-2356/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Чебаркульский городской округ" (далее - муниципальное образование) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.12.2007 по делу N А76-30947/2006-6-637/119 по иску общества с ограниченной ответственностью "Челябинская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Челябинскрегионгаз") к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области, муниципальному образованию в лице Финансового управления Чебаркульского городского округа и Министерству обороны Российской Федерации с участием в деле третьих лиц о взыскании убытков.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.05.2008 рассмотрение кассационной жалобы муниципального образования отложено на 17.06.2008.
В связи с длительным отсутствием судей Азанова П.А. и Дядченко Л.В. ввиду отпуска и невозможностью в связи с этим рассмотрения дела в прежнем составе суда произведена замена судей соответственно на Крюкова А.Н. и Матанцева И.В. После замены судей дело рассматривается сначала.
ООО "Челябинскрегионгаз" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском о взыскании солидарно с Российской Федерации в лице Минфина РФ, Челябинской области в лице Минфина Челябинской области, муниципального образования в лице Финансового управления Чебаркульского городского округа убытков в сумме 26758 руб. 31 коп. (с учетом уменьшения размера требований) в связи с предоставлением в 2004 г. отдельным категориям граждан льгот по оплате потребленного газа, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом Челябинской области от 14.02.1996 N 16-ОЗ "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление социальной защиты населения Чебаркульского городского округа, Министерство социальных отношений Челябинской области, Чебаркульская КЭЧ, общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Еловое", государственное унитарное предприятие "Пансионат Утес", государственное унитарное предприятие "Сосновая горка", Санаторий "УралВО". В качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 10.12.2007 с муниципального образования в лице Финансового управления Чебаркульского городского округа за счет муниципальной казны взысканы убытки в сумме 26758 руб. 31 коп. В иске к остальным ответчикам отказано.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, муниципальное образование просит указанное решение отменить, ссылаясь на неприменение судом ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования является Управление социальной защиты населения Чебаркульского городского округа. Заявитель жалобы также указывает на неправомерное взыскание средств с муниципального образования в отношении жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Управлением социальной защиты населения г. Чебаркуля и ООО "Челябинскрегионгаз" (поставщик) заключен договор от 01.01.2004 N СЗ-090-12-27-5/ГРО о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате природного газа.
В 2004 г. ООО "Челябинскрегионгаз" предоставляло за счет собственных средств ветеранам льготы в виде 50-процентной оплаты стоимости природного газа на основании ст. 14-22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Закона Челябинской области от 14.02.1996 N 16-ОЗ "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области".
Всего за данный период не возмещены за счет средств бюджета расходы истца на сумму 26758 руб. 31 коп.
Полагая, что убытки в названной сумме в виде 50-процентной оплаты природного газа подлежат возмещению, ООО "Челябинскрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Взыскивая сумму убытков с муниципального образования, суд указал на его противоправное бездействие, уклонение от согласования актов сверки и сводных ведомостей, что повлекло невыделение бюджетных средств на компенсацию расходов истца.
Однако судом неправильно применены нормы материального права.
В силу ст. 14-22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам предоставлены льготы в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе газа.
Согласно ст. 10 названного Федерального закона расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов этим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Расходы на оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения данных расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Неисполнение публично-правовым образованием обязанности по компенсации не полученной от потребителей платы влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела следует, что ООО "Челябинскрегионгаз" в 2004 г. за счет собственных средств предоставляло ветеранам льготы при оплате газа, предусмотренные Федеральным законом и Законом Челябинской области.
Федеральным законодателем установлены пределы усмотрения субъекта Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки ветеранов и условиях их предоставления.
Отнесение к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения обеспечения мерами социальной поддержки ветеранов не освобождает Российскую Федерацию от обязанности гарантировать надлежащее осуществление субъектами Российской Федерации указанных полномочий, в том числе предусмотреть их необходимое финансовое обеспечение при регулировании межбюджетных отношений.
Таким образом, в данном случае муниципальное образование не может являться субъектом гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков, связанных с предоставлением указанных льгот. Его бездействие, повлекшее невыделение лимитов бюджетных обязательств на компенсацию расходов ООО "Челябинскрегионгаз", не свидетельствует о его виновном противоправном поведении и наличии причинно-следственной связи между бездействием и причинением истцу убытков.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду следует правильно определить публично-правовое образование, за счет средств которого подлежат взысканию убытки с учетом того, каким публично-правовым образованием установлены льготы ветеранам, достаточности (недостаточности) выделенных бюджетных средств на компенсацию этих льгот, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.12.2007 по делу N А76-30947/2006-6-637/119 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее.
...
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
...
Из материалов дела следует, что ООО "Челябинскрегионгаз" в 2004 г. за счет собственных средств предоставляло ветеранам льготы при оплате газа, предусмотренные Федеральным законом и Законом Челябинской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2008 г. N Ф09-2356/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника