Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 июня 2008 г. N Ф09-4321/08-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2008 г. N Ф09-4321/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Копейского городского округа (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2007 (резолютивная часть от 22.11.2007) по делу N А76-2756/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании, состоявшемся 16.06.2008, приняли участие представители:
администрации - Курочкина С.Ф. (доверенность от 17.04.2008 N 13);
общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Транзит-Экспресс" (далее - общество "Транзит-Экспресс") - Белоус Т.С. (доверенность от 17.04.2008).
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.06.2008 объявлен перерыв до 18.06.2008 до 15 ч 00 мин.
В судебном заседании, продолженном после перерыва, приняли участие те же представители.
Общество "Транзит-Экспресс" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии по заявлению истца решения о предоставлении земельных участков в аренду, и просило обязать администрацию предоставить в аренду сроком на 5 лет земельные участки, расположенные в г. Копейске, южнее Копейского шоссе и западнее автодороги, р.п. Железнодорожный: площадью 0,1650 га для строительства торгового комплекса, кадастровый номер земельного участка 74:30:0103001:0105; площадью 0,1188 га для строительства здания кафе-магазина, кадастровый номер 74:30:0103001:0106; площадью 0,1815 га для строительства гостиницы, кадастровый номер 74:30:0103001:0104; площадью 0,4200 га для строительства административного комплекса, кадастровый номер 74:30:0503001:0083; площадью 0,1920 га для строительства автостоянки, кадастровый номер 74:30:0103001:0103; площадью 0,2640 га для строительства спортивно-досугового центра, кадастровый номер 74:30:0103001:0102; площадью 0,1920 га для строительства техкомплекса по обслуживанию автотранспорта, кадастровый номер 74:30:0103001:0107.
Определением суда от 04.06.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имуществом Копейского городского округа (далее - управление).
Определением от 13.08.2007 суд привлек управление к участию в деле в качестве ответчика, исключив его из числа третьих лиц.
Истец в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии по заявлению истца от 31.01.2007 решения о предоставлении названных земельных участков обществу "Транзит-Экспресс", обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав общества "Транзит-Экспресс" и предоставить обществу названные земельные участки. Кроме того, истец просил обязать управление заключить договоры аренды указанных земельных участков.
Решением суда от 29.12.2007 (резолютивная часть от 22.11.2007) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии по заявлению от 31.01.2007 решения о предоставлении в аренду спорных земельных участков. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя и совершить действия, возложенные на органы местного самоуправления действующим законодательством, по выделению земельных участков и предоставить заявителю в аренду указанные земельные участки. В удовлетворении требований общества "Транзит-Экспресс" к управлению об обязании заключить договоры аренды спорных земельных участков отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит судебные акты в части признания незаконным бездействия администрации по непредоставлению земельных участков и обязании администрации предоставить эти участки заявителю отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Как полагает администрация, у общества "Транзит-Экспресс" отсутствуют права на получение испрашиваемых земельных участков в аренду, так как трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек. Документы, необходимые в соответствии со ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия администрацией решения о предоставлении земельных участков в аренду, обществом "Транзит-Экспресс" представлены не были. Кроме того, по мнению администрации, суды вышли за пределы заявленных требований. Обществом "Транзит-Экспресс" обжаловалось бездействие администрации, выразившееся в отсутствии ответа на заявление от 31.01.2007. Отказ в предоставлении земельных участков администрацией не принимался, поэтому применение судом п. 10 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и избрание такого способа защиты нарушенного права общества "Транзит-Экспресс", как обязание администрации принять решение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства, является незаконным и не соответствует положениям п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением главы г. Копейска от 18.01.2002 N 26-р утвержден акт выбора земельного участка от 18.10.2001 и разрешено обществу "Транзит-Экспресс" ведение проектно-изыскательских работ по строительству объектов недвижимости на земельном участке ориентировочной площадью 60 га, расположенном южнее Копейского шоссе (т. 1, л.д. 8).
Распоряжениями главы г. Копейска от 02.07.2004 N 1449-р, 1450-р, 1453-р, 1455-р, 1452-р, 1454-р, от 06.07.2004 N 1456-р (т. 1, л.д. 12-25) утверждены проекты границ земельных участков для строительства объектов недвижимости, земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет.
Общество "Транзит-Экспресс" 31.01.2007 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сформированных и поставленных на кадастровый учет 7 земельных участков, в отношении которых утверждены проекты границ, приложив к заявлению копию распоряжения от 18.01.2002 N 26-р, акт выбора земельного участка от 18.10.2001, распоряжения об утверждении проектов границ и кадастровые планы испрашиваемых участков.
Не получив в установленные сроки и в предусмотренном законом порядке ответа на заявление о предоставлении земельных участков в аренду, общество "Транзит-Экспресс" обжаловало бездействие администрации в арбитражный суд, указав в обоснование заявленных требований, что такое бездействие нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не позволяет ему реализовать свое право на использование земельных участков, и не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации. При этом заявитель просил обязать администрацию устранить нарушение прав общества "Транзит-Экспресс" и предоставить в аренду спорные земельные участки, а также обязать управление заключить договоры аренды этих участков.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия администрации, суды правомерно исходили из следующего.
В силу п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Орган местного самоуправления при возникновении спора о соответствии действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту обязан доказать, что осуществлял свои действия (бездействовал) в соответствии с требованиями закона и исходил из обстоятельств, наличие которых позволяло ему действовать (бездействовать) таким образом.
Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
С учетом названных положений закона суд пришел к правильному выводу о том, что подача заявления о предоставлении земельного участка для строительства с приложением необходимых документов порождает обязанность уполномоченного органа рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка.
Судами установлен и сторонами не оспаривается факт обращения общества "Транзит-Экспресс" в администрацию с заявлением от 31.01.2007 о предоставлении земельных участков для строительства. Факт получения этого заявления администрацией также не оспаривается.
Поскольку указанное заявление оставлено администрацией без рассмотрения и каких-либо решений по нему в установленные законом сроки и порядке не принималось, суды обоснованно признали такое бездействие администрации незаконным.
Однако с выводом судов относительно выбранного способа устранения допущенных нарушений прав общества "Транзит-Экспресс" нельзя согласиться в силу следующего.
В соответствии п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно п. 10 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Руководствуясь указанной нормой права, суды пришли к выводу, что способом устранения допущенных нарушений прав общества "Транзит-Экспресс" является обязание администрации принять решение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства.
Вместе с тем судами установлено, что администрацией допущено бездействие, выразившееся в непредставлении мотивированного ответа на заявление общества о предоставлении земельных участков в аренду для строительства. Решения об отказе в предоставлении земельных участков обществу "Транзит-Экспресс" администрацией не принималось. Таким образом, п. 10 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации применен судами неправильно.
Бездействие администрации и ее обязанность рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка для строительства сами по себе не свидетельствуют о наличии у общества права на получение испрашиваемых земельных участков.
Возложение на уполномоченный орган обязанности предоставить земельный участок возможно лишь в случае рассмотрения требования об обязании предоставить земельные участки по существу. При этом суду необходимо дать правовую оценку доводам администрации об объеме исполнения обществом обязанностей, указанных в распоряжении главы г. Копейска от 18.01.2002 N 26-р об утверждении акта выбора земельного участка, проверить соблюдение требований, установленных ст.ст. 30-33 Земельного кодекса Российской Федерации, а также установить, обращалось ли общество с заявлением о продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Суды, указав, что обществом выполнены все необходимые требования Земельного кодекса Российской Федерации для обращения с заявлением о предоставлении испрашиваемых участков, обстоятельств, необходимых для решения вопроса о предоставлении заинтересованному лицу в аренду земельного участка для строительства, в полном объеме не исследовали. Делая вывод о том, что исчисление трехгодичного срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта должно производиться с момента утверждения органом местного самоуправления проекта границ земельного участка, апелляционный суд не указал, на каких нормах права основан этот вывод. В то время как судом первой инстанции довод администрации о пропуске заявителем трехлетнего срока не оценен.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты в части обязания администрации предоставить обществу "Транзит-Экспресс" земельные участки подлежат отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение, при котором суду надлежит рассмотреть спор в соответствии с заявленными требованиями, положениями действующего законодательства, в том числе гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части отказа в удовлетворении требований об обязании управления заключить договоры аренды земельных участков судебные акты администрацией не оспариваются, поэтому их законность в силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2007 (резолютивная часть от 22.11.2007) по делу N А76-2756/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2008 по тому же делу в части обязания администрации Копейского городского округа устранить допущенные нарушения прав заявителя и совершить действия, возложенные на органы местного самоуправления действующим законодательством по выделению земельных участков и предоставить в аренду испрашиваемые земельные участки отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2007 (резолютивная часть от 22.11.2007) и постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2008 по делу N А76-2756/2007, принятое определением от 26.05.2008.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, указав, что обществом выполнены все необходимые требования Земельного кодекса Российской Федерации для обращения с заявлением о предоставлении испрашиваемых участков, обстоятельств, необходимых для решения вопроса о предоставлении заинтересованному лицу в аренду земельного участка для строительства, в полном объеме не исследовали. Делая вывод о том, что исчисление трехгодичного срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта должно производиться с момента утверждения органом местного самоуправления проекта границ земельного участка, апелляционный суд не указал, на каких нормах права основан этот вывод. В то время как судом первой инстанции довод администрации о пропуске заявителем трехлетнего срока не оценен.
...
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2007 (резолютивная часть от 22.11.2007) и постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2008 по делу N А76-2756/2007, принятое определением от 26.05.2008."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2008 г. N Ф09-4321/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника