Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 июня 2008 г. N Ф09-4586/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вегас" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.01.2008 по делу N А76-25795/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Азанова А.А. (доверенность от 11.12.2007 б/н);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - инспекция) - Корепанов С.А. (доверенность от 09.01.2008 N 04-32/3).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 31.07.2007 N 319/74 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.01.2008 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 21.10.2003, на основании лицензии от 24.05.2004 N 004396 имеет право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.
Инспекцией по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации общества по налогу на игорный бизнес за август 2006 г. составлен акт от 26.06.2007 N 312/426 и принято решение от 31.07.2007 N 319/74 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым обществу доначислен налог на игорный бизнес в сумме 36000 руб.
Основанием для доначисления послужили выводы инспекции о необоснованном применении обществом ставки в размере 1500 руб., установленной на момент его государственной регистрации. По мнению инспекции, общество не имеет оснований для применения ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ) и в спорный налоговый период должно исчислить налог на игорный бизнес исходя из ставки 7500 руб. за каждый игровой автомат, установленной Законом Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ЗО "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области".
Считая оспариваемое решение инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что на общество не распространяется гарантия, предусмотренная ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.
Однако судами не учтено следующее.
Согласно ст. 2 Закона Челябинской области от 25.10.2001 N 44-ЗО "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области" ставка налога на территории Челябинской области за каждый игровой автомат составляла 1500 руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 1 Закона Челябинской области от 25 октября 2001 г. N 44-ЗО "О единых размерах ставок налога на игорный бизнес для игорных заведений, находящихся на территории Челябинской области"
Законом Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ЗО "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области" ставка налога на территории Челябинской области за каждый игровой автомат установлена в размере 7500 руб.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О и постановление этого суда от 19.06.2003 N 11-П).
Из изложенного следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, действовавшей в период государственной регистрации общества в качестве юридического лица, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.
Данная позиция нашла свое отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 8617/05 и от 10.04.2007 N 13381/06, от 15.04.2008 N 17177/07.
Поскольку в 2006 г. не истекли 4 года с даты регистрации общества в качестве юридического лица, а увеличение ставки налога на игорный бизнес создает менее благоприятные условия, общество вправе в указанном периоде применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на дату его государственной регистрации, то есть в размере 1500 руб. за каждый игровой автомат.
Кроме того, подача обществом уточненной декларации по налогу на игорный бизнес за август 2006 г., хотя и содержащей, по мнению инспекции, неправильно исчисленную сумму налога, не влечет возникновения недоимки. Следовательно, основания для доначисления налога на игорный бизнес у инспекции в данном случае отсутствовали.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба общества - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.01.2008 по делу N А76-25795/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 по тому же делу отменить.
Заявленные требования удовлетворить. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области от 31.07.2007 N 319/74.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вегас" расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб., по заявлению в сумме 2000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О и постановление этого суда от 19.06.2003 N 11-П).
Из изложенного следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, действовавшей в период государственной регистрации общества в качестве юридического лица, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.
Данная позиция нашла свое отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 8617/05 и от 10.04.2007 N 13381/06, от 15.04.2008 N 17177/07."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июня 2008 г. N Ф09-4586/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника