Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 июня 2008 г. N Ф09-4640/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.01.2008 по делу N А76-25083/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Коркинская типография" (далее - общество, налогоплательщик) - Оборина Л.М., директор, (протокол от 09.06.2007 N 4), Николаева О.Ю. (доверенность от 09.01.2008 N 14).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными требований инспекции от 17.07.2007 N 14175, от 27.07.2007 N 14183, от 15.08.2007 N 15116 об уплате налогов, пеней, штрафов, решений от 14.08.2007 N 2410, от 13.09.2007 N 2580, от 02.10.2007 N 2875 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, постановлений от 10.10.2007 N 164, 165 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (с учетом уточнения к заявленным требованиям).
Решением суда от 24.01.2008 заявление общества удовлетворено. Признаны недействительными требования инспекции от 17.07.2007 N 14175, от 27.07.2007 N 14183, от 15.08.2007 N 15116 об уплате налогов, пеней, штрафов, решения от 14.08.2007 N 2410, от 13.09.2007 N 2580, от 02.10.2007 N 2875 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, постановления от 10.10.2007 N 164, 165 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 45, 46, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщик представил отзыв, в котором просит кассационную жалобу инспекции оставить без удовлетворения, считая ее доводы несостоятельными.
Как следует из материалов дела, на основании постановления правительства Челябинской области от 11.10.2006 N 214-П областное государственное унитарное предприятие "Коркинская типография" путем приватизации преобразовано в открытое акционерное общество "Коркинская типография". Инспекцией в адрес общества направлены требования от 17.07.2007 N 14175 об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 88903 руб. 74 коп., пеней по налогу на добавленную стоимость в суммах 569215 руб. 55 коп., 5708 руб. 40 коп., от 27.07.2007 N 14183 об уплате недоимки по налогу на прибыль в суммах 20439 руб., 33210 руб., 8120 руб., пеней по налогу на прибыль в суммах 10638 руб. 99 коп., 394 руб. 50 коп., 35586 руб. 73 коп., 354 руб. 24 коп., 4020 руб. 75 коп., 156 руб. 76 коп., штрафов на налогу на прибыль в суммах 6875 руб., 20 625 руб., 2500 руб., от 15.08.2007 N 15116 об уплате недоимки по единому социальному налогу в суммах 417883 руб. 83 коп., 9 руб. 30 коп., 6383 руб. 75 коп., 27263 руб. 98 коп., пеней по единому социальному налогу в суммах 216458 руб., 10711 руб. 76 коп., 150 руб., 22 коп., 3422 руб. 59 коп., 163 руб. 66 коп., 36880 руб. 89 руб., 1598 руб. 84 коп. Налоговым органом, в связи с неисполнением обществом названных требований приняты решения от 14.08.2007 N 2410, от 13.09.2007 N 2580, от 02.10.2007 N 2875 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках и постановления от 10.10.2007 N 164, 165 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Считая указанные требования, решения, постановления налогового органа незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суды исходили из того, что требования налогового органа от 17.07.2007 N 14175, от 27.07.2007 N 14183, от 15.08.2007 N 15116, на основании которых приняты оспариваемые решения, постановления инспекции, не соответствуют положениям, установленным п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а также из того, что налоговым органом не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении инспекцией порядка и сроков бесспорного взыскания сумм налогов, пеней, указанных в оспариваемых требованиях.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 4 ст. 69 Кодекса, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 19 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
В силу ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Судами сделан правильный вывод о несоответствии вышеназванных требований инспекции, на основании которых приняты оспариваемые решения и постановления налогового органа положениям, установленным ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суды исходили из того, что в требованиях не указаны периоды, за которые у общества образовалась недоимка по налогам, дата, с которой начислены пени, ставка пени, что не позволяет проверить достоверность наличия задолженности по налогам (сборам), пеням, а также штрафам. Данная правовая позиция соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым в требовании должны содержаться данные о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней.
В силу ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Несоблюдение налоговым органом срока направления налогоплательщику требования об уплате налога и пеней не изменяет порядка исчисления срока вынесения решения о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика.
В силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 указанного Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 и 48 данного Кодекса. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как определено п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
При этом ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, начисление пеней носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств. Начисление пеней на недоимку, взыскание которой невозможно, противоречит названным нормам.
Доказательств соблюдения инспекцией установленных ст. 45, 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации порядка и сроков взыскания сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам налоговым органом не представлено, и таковых материалы дела не содержат.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами, и подлежат отклонению на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.01.2008 по делу N А76-25083/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
При этом ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
...
Доказательств соблюдения инспекцией установленных ст. 45, 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации порядка и сроков взыскания сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам налоговым органом не представлено, и таковых материалы дела не содержат."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2008 г. N Ф09-4640/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника