Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 июля 2008 г. N Ф09-4676/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.01.2008 по делу N А50-16285/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "ТК "Созвездие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 03.08.2007 N 11-28/8327 -11-28/8333 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.01.2008 заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными полностью решения инспекции от 03.08.2007 N 11-28/8328 -11-28/8333; решение инспекции от 03.08.2007 N 11-28/8327 признано недействительным в части налога в сумме 35800 руб., соответствующих пеней и штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция с указанными судебными актами в части удовлетворения заявленных требований не согласна, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 04.01.2004, осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса на основании лицензии от 15.04.2004 N 004658.
По результатам камеральной налоговой проверки представленных обществом уточненных налоговых деклараций за апрель - октябрь 2006 г. инспекцией приняты решения от 03.08.2007 N 11-28/8327 - 11-28/8333 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении сумм налога и пеней.
Основанием для доначисления сумм налога на игорный бизнес, начисления пеней, штрафа послужили выводы инспекции о том, что общество, начавшее деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации обязано уплачивать налог по ставкам, установленным законодательством субъектов Российской Федерации в соответствии с данной главой в соответствующий период, независимо от того, когда оно было зарегистрировано в качестве субъекта предпринимательской деятельности. По мнению инспекции в апреле - октябре 2006 г. общество при исчислении налога на игорный бизнес должно было применить ставку, установленную Законом Пермской области от 29.12.2005 N 2771-621, в сумме 5000 руб.
Считая принятые инспекцией ненормативные акты незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие правовых оснований для применения обществом ставки налога, действовавшей на момент его государственной регистрации, придя к выводу о том, что поскольку игровые автоматы зарегистрированы обществом после 01.01.2005, то есть после того, как ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ) утратила силу, положения данной статьи применению не подлежат.
Данный вывод судов является ошибочным.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из анализа указанной нормы следует, что данная гарантия распространяется именно на субъекты предпринимательской деятельности в течение первых четырех лет деятельности с момента их государственной регистрации, а не на объекты налогообложения.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П отмечено, что ст. 9 Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Следовательно, новая норма налогового законодательства не подлежит применению на основании абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
Данная позиция нашла свое отражение в Постановлениях Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 8617/05, от 10.04.2007 N 13381/06, от 15.04.2008 N 17177/07.
Согласно п. 25 ст. 156 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" утратила силу, но отмена данной нормы не повлияла на право юридического лица использовать предусмотренные ею гарантии.
Поскольку в 2006 г. не истекли 4 года с даты регистрации общества, а увеличение ставки налога на игорный бизнес изменяет налоговые обязательства общества и ухудшает его положение, то оно вправе в спорные периоды применять ставки налога на игорный бизнес, действующие на дату его регистрации.
Между тем судами обоснованно указано, что подача обществом уточненных деклараций по налогу на игорный бизнес за апрель - октябрь 2006 г., хотя и содержащих, по мнению инспекции, неправильно исчисленную сумму налога, не влечет возникновения недоимки. Следовательно, основания для доначисления налога на игорный бизнес у инспекции в данном случае отсутствовали.
Судами установлено, что по первоначальной декларации за апрель 2006 г. обществом уплачен налог на игорный бизнес в сумме 60000 руб., при этом за 20 автоматов, установленных 14.04.2006, необоснованно в нарушение п. 3 ст. 370 Налогового кодекса Российской Федерации применена одна вторая ставки, установленной Законом Пермской области от 29.12.2005 N 2771-621, в связи с чем суды пришли к выводу о правомерности доначисления инспекцией налога на игорный бизнес за апрель 2006 г. в сумме 50000 руб., соответствующих пеней и штрафа.
Вместе с тем в апреле 2006 г. общество имело право применять ставку налога в размере 2200 руб., действовавшую на момент его государственной регистрации, в связи с чем уплата обществом налога на игорный бизнес в сумме 60000 руб. за апрель 2006 г. не привела к возникновению у него недоимки по налогу (22 игровых автомата х 2200 руб. = 48400 руб.).
При таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали основания для доначисления обществу налога на игорный бизнес в сумме 85800 руб., начисления соответствующих пеней и штрафа по решению от 03.08.2007 N 11-28/8327, в связи с чем указанное решение инспекции подлежит признанию недействительным полностью.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.01.2008 по делу N А50-16285/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 по тому же делу изменить.
Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю от 03.08.2007 N 11-28/8327, 11-28/8328, 11-28/8329, 11-28/8330, 11-28/8331, 11-28/8332, 11-28/8333 полностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 25 ст. 156 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" утратила силу, но отмена данной нормы не повлияла на право юридического лица использовать предусмотренные ею гарантии.
...
Судами установлено, что по первоначальной декларации за апрель 2006 г. обществом уплачен налог на игорный бизнес в сумме 60000 руб., при этом за 20 автоматов, установленных 14.04.2006, необоснованно в нарушение п. 3 ст. 370 Налогового кодекса Российской Федерации применена одна вторая ставки, установленной Законом Пермской области от 29.12.2005 N 2771-621, в связи с чем суды пришли к выводу о правомерности доначисления инспекцией налога на игорный бизнес за апрель 2006 г. в сумме 50000 руб., соответствующих пеней и штрафа."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2008 г. N Ф09-4676/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника