Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 июля 2008 г. N Ф09-4635/08-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 октября 2008 г. N 12842/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 17.01.2008 (резолютивная часть от 10.01.2008) по делу N А34-7233/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Симакс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения управления от 14.08.2007 N 34 о привлечении его к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в сумме 7931 руб.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 17.01.2008 (резолютивная часть от 10.01.2008) заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным обжалуемое решение управления в части взыскания с общества штрафа в сумме 6931 руб. Размер штрафа снижен до 1000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), положений Закона N 27-ФЗ и Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки управлением установлен факт несвоевременного представления обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования за 2006 г.
Данное обстоятельство явилось основанием для вынесения управлением решения от 14.08.2007 N 34 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 7931 руб.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды установили факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения, но, исходя из наличия смягчающих ответственность обстоятельств, снизили размер взыскиваемого штрафа до 1000 руб.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу ст. 6 Закона N 167-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Совершение вменяемого обществу правонарушения установлено судами на основании материалов дела и сторонами не оспаривается.
Из ст. 2 Закона N 167-ФЗ следует, что Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом N 167-ФЗ.
Поскольку Законами N 27-ФЗ и N 167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, то подлежат применению положения гл. 15 Кодекса "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение", определяющие, в том числе, смягчающие ответственность обстоятельства (п. 1 ст. 112 Кодекса) и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (п. 3 ст. 114 Кодекса).
В соответствии с подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 112 Кодекса обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 Кодекса.
Оценив фактические обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств (признание факта совершения правонарушения, совершение нарушения впервые, несоразмерность ответственности характеру допущенного правонарушения, отсутствие негативных последствий для бюджета), в связи с чем уменьшили размер штрафа до 1000 руб.
Таким образом, уменьшение размера штрафа произведено в соответствии со ст. 112, 114 Кодекса. Выводы судов о наличии оснований для уменьшения размера взыскиваемого штрафа основаны на материалах дела, являются законными и обоснованными.
Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку при подаче кассационной жалобы управлению была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб., доказательств ее уплаты в судебное заседание представлено не было, данная государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя жалобы в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 17.01.2008 (резолютивная часть от 10.01.2008) по делу N А34-7233/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области - без удовлетворения.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Законами N 27-ФЗ и N 167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, то подлежат применению положения гл. 15 Кодекса "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение", определяющие, в том числе, смягчающие ответственность обстоятельства (п. 1 ст. 112 Кодекса) и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (п. 3 ст. 114 Кодекса).
В соответствии с подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 112 Кодекса обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 Кодекса.
Оценив фактические обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств (признание факта совершения правонарушения, совершение нарушения впервые, несоразмерность ответственности характеру допущенного правонарушения, отсутствие негативных последствий для бюджета), в связи с чем уменьшили размер штрафа до 1000 руб.
Таким образом, уменьшение размера штрафа произведено в соответствии со ст. 112, 114 Кодекса. Выводы судов о наличии оснований для уменьшения размера взыскиваемого штрафа основаны на материалах дела, являются законными и обоснованными."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2008 г. N Ф09-4635/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника