Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 апреля 2008 г. N А60-1042/2008-С5
Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел 07 апреля 2008 года - 09 апреля 2008 года в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "АМИДА Корпорейшен" к Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным бездействия налогового органа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: М.А. Бартова, представитель по доверенности от 30.01.08; Е.Б. Порошин, представитель по доверенности от 30.01.08; Е.Н. Артюх, решение от 16.01.08;
от заинтересованного лица: А.В. Каржановская, представитель по доверенности N 3080 от 28.04.07.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. В судебном заседании 07 апреля 2008 года заинтересованное лицо заявило ходатайство об объявлении перерыва для предоставления выписки из ЕГРЮЛ на дату рассмотрения. Ходатайство судом удовлетворено, объявлен перерыв до 09 часов 40 минут 09 апреля 2008 года. После перерыва судебное заседание продолжено. В судебном заседании 09 апреля 2008 года заинтересованное лицо заявило ходатайство об объявлении перерыва для уточнения позиции по делу. Ходатайство судом удовлетворено, в судебном заседании объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 09 апреля 2008 года. После перерыва судебное заседание продолжено. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Закрытое акционерное общество "АМИДА Корпорейшен" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействия Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по непринятию решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что ЗАО "АМИДА Корпорейшн" находится в процессе ликвидации. Заявитель также просит обязать налоговый орган внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, ЗАО "АМИДА Корпорейшн" находится в процессе ликвидации, и внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о назначении ликвидатором заявителя Общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "ЛЕВЪ".
Заинтересованное лицо просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве N 09-07.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил:
01 октября 2007 года общим собранием акционеров Закрытого акционерного общества "АМИДА Корпорейшен" было принято решение о ликвидации общества. Ликвидатором было определено Общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "ЛЕВЪ".
04 октября 2007 года ликвидатор направил в Инспекцию ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001 и уведомление о назначении ликвидатора по форме Р15002. Указанные уведомления поступили в налоговый орган 15 октября 2007 года.
Письмом N 18-05/59150 от 19 октября 2007 года представленные ликвидатором документы оставлены без рассмотрения, в связи с тем что, по мнению налогового органа, при заполнении указанных уведомлений заявителем был допущен ряд нарушений.
Запись в Единый государственный реестр юридических лиц о том, ЗАО "АМИДА Корпорейшн" находится в процессе ликвидации, и запись о назначении ликвидатором заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "ЛЕВЪ" заинтересованным лицом не внесены.
Полагая, что бездействие Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что ЗАО "АМИДА Корпорейшн" находится в процессе ликвидации, и записи о назначении ликвидатора, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд считает, что требование заявителя удовлетворить полностью исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
В соответствии с п. 3 указанной статьи Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно п. 2 ст. 20 Закона регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
На основании п. 1 ст. 8 Закона государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Возможность и основания для оставления заявления (уведомления по форме Р15001 и Р15-002) без движения действующим законодательством не предусмотрены.
Отказ в государственной регистрации, согласно п. 1 ст. 23 Закона, допускается в том числе в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как следует из письма налогового органа N 18-05/59150 от 19 октября 2007 года и пояснений представителя заинтересованного лица в ходе судебного заседания, запись в Единый государственный реестр юридических лиц о том, ЗАО "АМИДА Корпорейшн" находится в процессе ликвидации, и запись о назначении ликвидатором заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "ЛЕВЪ", заинтересованным лицом не внесена в связи с тем, что уведомления о принятии решения о ликвидации по форме Р15001 и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и назначении ликвидатора по форме Р15002 содержат ряд нарушений.
Указанные доводы судом не принимаются исходя из следующего.
Согласно п. 4.3 уведомления по форме ошибочно указано количество листов решения о ликвидации и о назначении ликвидатора (в формах указано на 2 листах, представленное решение содержит 1 лист - две страницы). Однако заявителем в налоговый орган представлено решение о ликвидации на 2 страницах одного листа и решение о назначении Генерального директора ликвидатора для подтверждения полномочий на подписание уведомлений на одном листе. Суд считает, что заявителем в данном случае допущена техническая ошибка, которая не может быть основанием для отказа в совершении регистрационных действий.
Вместе с тем в п. 3.1 уведомления по форме Р15002 верно указано количество листов документов о назначении ликвидатора, а именно: решение о ликвидации и о назначении ликвидатора (один лист) и Решение Единственного участника ООО "Корпорация "ЛЕВЪ" (один лист) - всего на двух листах.
Ссылка заинтересованного лица на то обстоятельство, что решение о ликвидации принято акционерами юридического лица и, следовательно, в п. 5 уведомлений по форме Р15001 и Р15002 знаком "V" должен быть отмечен пункт "учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации", а в пунктах 5.1-5.3 указаны фамилия, имя, отчество принявшего решение о ликвидации учредителя (участника) юридического лица полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность, судом не принимается.
Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального Закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" высшим органом управления общества является общее собрание акционеров.
К компетенции общего собрания акционеров в силу п.п. 3 п. 1 ст. 48 Федерального Закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ и п. 5.3 Устава ЗАО "АМИДА Корпорейшн" относятся, в том числе ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
Как следует из материалов дела, решение о ликвидации было принято 01 октября 2007 года общим собранием акционеров ЗАО "АМИДА Корпорейшн".
В соответствии с п. 6 раздела VIII Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.04 N САЭ-3-09/16@, в разделе 5 уведомлений по форме Р15001 знаком "V" указывается лицо, принявшее решение о ликвидации юридического лица: учредитель (участник) юридического лица либо орган юридического лица, уполномоченный на принятие решения о ликвидации учредительными документами юридического лица.
Таким образом, заявителем правомерно в п. 5 уведомлений по форме Р15001 и 15002 знаком "V" отмечен "орган, принявший решение о ликвидации".
В соответствии с п. 6.2 раздела VIII и п. 6 раздела IX Методических разъяснений если в разделе 5 знаком "V" отмечено "орган, принявший решение о ликвидации", то указывается его наименование. При этом пункты 5.1-5.3 не заполняются.
Исходя из этого довод заявителя о том, что уведомления по форме Р15001 и 15002 подписаны ненадлежащим лицом, судом не принимается.
Согласно п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Кроме этого, между ООО "Корпорация "ЛЕВЪ" и участниками заявителя компанией с ограниченной ответственностью "СТИ ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД" и компанией с ограниченной ответственностью "КОРТИНАЛ ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД" заключен агентский договор N 216/1 от 01.10.07, на основании п. 1.1.2 которого ООО "Корпорация "ЛЕВЪ" осуществляет функции ликвидатора, осуществляет все необходимые действия для исключения заявителя из Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе подписывает документы от имени участников заявителя.
Таким образом, уведомления по форме Р15001 и Р15002 не должны были быть подписаны, вместе с тем у подписавшего их лица - генерального директорам ликвидатора заявителя ООО "Корпорация "ЛЕВЪ" были полномочия на обращение в налоговый орган с уведомлением о принятии решения о ликвидации юридического лица и с уведомлением о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение вышеуказанных норм заинтересованным лицом не представлено доказательств правомерности непринятия в установленный срок решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что ЗАО "АМИДА Корпорейшн" находится в процессе ликвидации и записи о назначении ликвидатора.
Кроме того, заинтересованным лицом не представлено доказательств отсутствия оснований для принятия решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации и о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц запись о назначении ликвидатором заявителя Общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "ЛЕВЪ".
Судом не установлено обстоятельств, препятствующих вынесению данных решений.
Таким образом, суд считает, что требования Закрытого акционерного общества "АМИДА Корпорейшен" о признании незаконным бездействия Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по непринятию решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что ЗАО "АМИДА Корпорейшн" находится в процессе ликвидации, следует удовлетворить.
Согласно ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При таких обстоятельствах уплаченную заявителем при подаче заявления в арбитражный суд государственную пошлину в размере 2000 рублей (квитанция от 22.01.2008) следует взыскать с налогового органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные Закрытым акционерным обществом "АМИДА Корпорейшен" требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по непринятию решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что ЗАО "АМИДА Корпорейшн" находится в процессе ликвидации.
3. Обязать Инспекцию ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что ЗАО "АМИДА Корпорейшн" находится в процессе ликвидации и внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о назначении ликвидатором заявителя Общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "ЛЕВЪ".
4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в пользу ЗАО "АМИДА Корпорейшен" 2000 рублей 00 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда <http://17aas.arbitr.ru> или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 апреля 2008 г. N А60-1042/2008-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника