Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 апреля 2010 г. N Ф09-3063/10-С2 по делу N А47-8625/2009
Дело N А47-8625/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Татариновой И.А., Юртаевой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава -исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Каныгиной М.В. (далее - судебный пристав-исполнитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.12.2009 по делу N А47-8625/2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Компания Карьер Милицкого" (далее -общество, должник) - Иванов И.П. (доверенность от 20.04.2010).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 04.09.2009 о наложении ареста на имущество должника.
Определением суда от 17.11.2009 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен временный управляющий общества - Дворник В.Г.
Из материалов дела следует, что обществу по результатам аукциона от 25.12.2003 выдана лицензия серии ОРБ N 01526 ТЭ на право пользования недрами участка 3 Медногорского месторождения (кератофира) строительного камня для добычи строительного камня с целью переработки в щебень сроком на 23 года (далее - лицензия) и заключено лицензионное соглашение, определяющее порядок пользования недрами, которое могло быть дополнено, скорректировано и изменено по взаимному соглашению сторон или по инициативе органов, выдавших лицензию, в случаях, установленных действующим законодательством.
Судебным приставом - исполнителем на основании исполнительного листа от 07.07.2009 N АС N 0005369, выданного Арбитражным судом Оренбургской области, возбуждено исполнительное производство от 28.08.2009 N 53/3/15809/5/2009 о взыскании с должника в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медногорская горная компания" (далее -взыскатель) 1 689 000 руб. долга, и в целях обеспечения наложения ареста на имущество должника и до его обнаружения на основании ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве (далее - Закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) судебным приставом-исполнителем удовлетворено ходатайство взыскателя о наложении ареста на имущество должника.
Судебный пристав-исполнитель вынес оспариваемое постановление от 04.09.2009 о наложении ареста на имущество должника. В данном постановлении объявлен запрет должнику на распоряжение, перевод (переоформление) лицензии. Кроме того, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области запрещено регистрировать переход (переоформление) лицензии.
Арбитражным судом Оренбургской области по заявлению взыскателя вынесено определение от 22.10.2009 о признании общества несостоятельным (банкротом) в связи с наличием непогашенной задолженности в сумме 1 689 000 руб. В отношении должника введена процедура наблюдения; конкурсное производство открыто 30.03.2010.
Решением суда от 28.12.2009 (судья Сердюк Т.В.) требования о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя удовлетворены. Суд пришел к выводу о несоответствии постановления судебного пристава-исполнителя от 04.09.2009 требованиям, установленным ст. 17.1 Федерального закона от 21.01.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), п. 1 ст. 80 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах"
В кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение ст. 69 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ. В обоснование доводов указывает, что арест на имущество в целях дальнейшего обращения на него взыскания не накладывался, акт описи ареста имущества должника не составлялся, а лицензия предусматривает имущественное право; принятые судебным приставом-исполнителем меры являются законными, побуждающими должника осуществлять деятельность, что является условием для погашения долга по исполнительному листу. Кроме того, судебный пристав-исполнитель указывает на отсутствие у общества иного ликвидного имущества для целей взыскания.
Удовлетворяя требования общества и признавая оспариваемое постановление недействительным, суд исходил из факта нарушения судебным приставом-исполнителем требований, установленных ст. 17.1 Закона о недрах, ст. 80 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Вывод суда является правильным, соответствует требованиям законодательства.
В силу п. 1 ст. 80 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника.
Арест на имущество должника применяется для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации (подп. 1 п. 3 ст. 80 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ)
Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов (п. 4 ст. 80 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Согласно ст. 1.2 Закона о недрах участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Положениями ст. 17.1 Закона о недрах право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:
реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы;
реорганизация юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ;
реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;
юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица;
передача права пользования участком недр юридическим лицом -пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом основного общества, юридическому лицу, являющемуся дочерним обществом того же основного общества, по его указанию, при соблюдении указанных условий;
приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Передача права пользования участками недр, предоставленными субъектам предпринимательской деятельности на основании соглашений о разделе продукции, и переоформление лицензий на пользование участками недр осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, участками недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, - законодательством субъекта Российской Федерации.
Отказ в переоформлении лицензий на пользование участками недр может быть обжалован в суд.
Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом или иными федеральными законами.
Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.
В случае, если настоящим Законом не установлено иное, запрещается переход права пользования участком недр федерального значения к созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическому лицу с участием иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, которые:
1) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем десятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал такого юридического лица;
2) имеют право на основании договора или по иному основанию определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности;
3) имеют право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем десять процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) имеют безусловную возможность избирать более чем десять процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого юридического лица.
По решению Правительства Российской Федерации в исключительных случаях допускается переход права пользования участками недр федерального значения к субъектам предпринимательской деятельности, указанным в части девятой настоящей статьи.
Следовательно, вывод суда о том, что лицензия на недропользование в рамках данного дела не является объектом исполнительного производства, является правильным.
Кроме того, из смысла Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ следует, что обеспечительные меры производятся в отношении того объекта, который может быть реализован в процессе исполнительного производства.
Согласно ст. 68 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу. Данная статья содержит перечень мер принудительного исполнения, который в силу п. 11 ч. 3 названной статьи не является исчерпывающим.
Однако меры принудительного исполнения в силу ст. 4 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ должны применяться с учетом принципов разумности, обоснованности, соблюдения баланса интересов сторон, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного характера и не создавать препятствия должнику в осуществлении предпринимательской деятельности.
Довод заявителя о том, что действия пристава являлись обоснованными ввиду отсутствия ликвидного имущества у должника, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку само себе указанное обстоятельство не является основанием для произвольного осуществления судебным приставом-исполнителем мер, предусмотренных в ст. 68, 80 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, и создания препятствий для осуществления обществом предпринимательской деятельности.
Таким образом, судом правильно применены нормы материального права и оспариваемый акт признан не соответствующим Закону о недрах.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.12.2009 по делу N А47-8625/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Каныгиной М.В.-оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 68 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу. Данная статья содержит перечень мер принудительного исполнения, который в силу п. 11 ч. 3 названной статьи не является исчерпывающим.
Однако меры принудительного исполнения в силу ст. 4 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ должны применяться с учетом принципов разумности, обоснованности, соблюдения баланса интересов сторон, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного характера и не создавать препятствия должнику в осуществлении предпринимательской деятельности.
Довод заявителя о том, что действия пристава являлись обоснованными ввиду отсутствия ликвидного имущества у должника, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку само себе указанное обстоятельство не является основанием для произвольного осуществления судебным приставом-исполнителем мер, предусмотренных в ст. 68, 80 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, и создания препятствий для осуществления обществом предпринимательской деятельности.
Таким образом, судом правильно применены нормы материального права и оспариваемый акт признан не соответствующим Закону о недрах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 апреля 2010 г. N Ф09-3063/10-С2 по делу N А47-8625/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника