Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 мая 2008 г. N А60-1557/2008-С7
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2008 года
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в предварительном судебном заседании материалы дела N А60-1557/2008-С7 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" к Муниципальному учреждению Артемовского городского округа "Жилкомстрой", Муниципальному образованию "Артемовский городской округ" о взыскании 3109698 руб. 00 коп.
при участии в судебном заседании
от истца: Г.В. Браун, представитель по доверенности N 5-891 от 09.01.08 г.,
от ответчиков: О.С. Вагина, представитель по доверенности N 284 от 19.02.08 г., С.Ю. Потапова, юрисконсульт по доверенности N 283 от 19.02.08 г., Т.Г. Мухаметзянова, вед. специалист юридического отдела по доверенности N 2418/24 от 29.12.07 г.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ООО "Жилсервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к МУ Артемовского городского округа "Жилкомстрой", Администрации Артемовского городского округа о взыскании 3109698 руб. 00 коп. убытков, вызванных ненадлежащим исполнением обязательств по оплате оказанных истцом коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения, подачи коммунального ресурса, согласно Постановлению Главы Артемовского городского округа "Об утверждении порядка удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения Артемовского городского округа на 2007 год" N 797 от 10.07.07 г.
В судебном заседании, состоявшемся 16.04.08 г., истец исковые требования поддержал в полном объеме. Приобщил к материалам дела копию письма МУ Артемовского городского округа "Жилкомстрой" от 16.01.08 г. N 34.
Также в судебном заседании, состоявшемся 16.04.08 г., истец в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Администрации Артемовского городского округа - на надлежащего ответчика - МО "Артемовский городской округ", так как считает, что данное лицо должно нести субсидиарную ответственность за учреждение.
Судом заявленное истцом ходатайство было рассмотрено и на основании ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено.
Ответчик - МУ Артемовского городского округа "Жилкомстрой" - в судебное заседание, состоявшееся 16.04.08 г., представил в материалы дела письменный отзыв на иск, в котором указал на то, что с суммой иска согласен полностью, однако указанные денежные средства на компенсацию у ответчика отсутствуют.
Ответчик - Администрация Артемовского городского округа - в судебное заседание, состоявшееся 16.04.08 г., представил в материалы дела письменный отзыв на иск, в котором указал на то, что является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании, состоявшемся 28.04.08 г., истец исковые требования поддержал в полном объеме, при этом истребуемые судом доказательства в обоснование заявленных исковых требований, не представил.
Ответчик - МУ Артемовского городского округа "Жилкомстрой" - также не представил истребуемые судом документы.
Ответчик - МО "Артемовский городской округ" - в судебном заседании, состоявшемся 28.04.08 г., пояснил, что исковые требования не признает, представил в материалы дела письменный отзыв на иск, в котором указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, так как главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, являются МУ Артемовского городского округа "Жилкомстрой", территориальные органы местного самоуправления Артемовского городского округа, поэтому от имени Артемовского городского округа по настоящему делу, по мнению ответчика, должно выступать МУ Артемовского городского округа "Жилкомстрой".
В настоящем судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме. Обосновал необходимость привлечения к субсидиарной ответственности МО "Артемовский городской округ" как собственника имущества МУ Артемовского городского округа "Жилкомстрой".
Ответчик - МУ Артемовского городского округа "Жилкомстрой" - в судебном заседании пояснил, что имеется задолженность по компенсации расходов по удешевлению стоимости коммунальных услуг по подаче коммунальных ресурсов в сумме 1016856 руб. 00 коп. и по горячему водоснабжению в сумме 2092842 руб. 00 коп. Денежные средства, запланированные на эти цели в смете на 2007 год, были выплачены истцу в полном объеме, приложил справку о задолженности и копию сметы.
Ответчик - МО "Артемовский городской округ" - в судебном заседании пояснил, что иск не признает, денежные средства из бюджета в полном объеме были выделены МУ Артемовского городского округа "Жилкомстрой", представил справку финансирования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
Главой Артемовского городского округа от 10.07.2007 г. за N 797 было принято постановление "Об утверждении порядка удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения Артемовского городского округа на 2007 г."
Настоящим порядком определяются основания и условия предоставления из местного бюджета Артемовского городского округа средств предпринимателям и организациям на компенсацию расходов по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг населения, осуществляемой в рамках мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 3 данного Порядка предоставление средств на компенсацию выпадающих доходов предприятиям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, осуществляется за счет местного бюджета на основании решения Думы Артемовского городского округа от 24.12.2006 г. N 44.
В п. 4 Порядка предусмотрено, что главным распорядителем средств местного бюджета, выделенных на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению в соответствии с Законом, являются муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой", территориальные органы местного самоуправления Артемовского городского округа.
Пунктом 6 Порядка определен порядок расчета потребности в финансировании средств на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также определен срок компенсации расходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, в данном документе предусмотрен и порядок о предоставлении организациями и предприятиями отчетов о направлении и расходовании средств бюджета в части удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения.
Истец в 2007 г. оказывал услуги населению п. Буланаш Артемовского городского округа в виде подачи коммунального ресурса и поставке горячего водоснабжения. Факт оказания данных услуг подтверждается материалами дела, а именно: представленными истцом договорами на передачу тепловой энергии и ГВС, итоговыми актами потребления и оказания услуг, где отражены сведения о количестве оказанных услуг помесячно. Кроме того, данное обстоятельство не оспаривается ответчиками.
Оплата оказанных данных услуг в соответствии с условиями договоров на теплоснабжение должна производиться по тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией в зависимости от вида потребителей.
Нормативы потребления населению установлены Постановлением главы Артемовского городского округа от 26.12.2006 г. N 1292 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг" с изменениями от 05.02.2007 г.
Постановлением главы Артемовского городского округа от 26.12.2006 г. N 1293 установлен предельный размер платы за коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа (в частности, для п. Буланаш - Приложение N 5).
Как следует из материалов дела, разница между тарифами у истца, с учетом оплаты оказанных коммунальных услуг населению по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией, и фактически произведенной платой населением оказанных ему истцом услуг исходя из утвержденного органами местного самоуправления для населения размера платы составила за 2007 г. по подаче коммунального ресурса - 1955856 руб., а по ГВС - 2092842 руб.
Фактически МУ "Жилкомстрой" произвело истцу компенсацию расходов по удешевлению стоимости коммунальных услуг в сумме 939000 руб. (по подаче коммунальных ресурсов), не возмещена сумма компенсации по подаче коммунальных ресурсов в размере 1016856 руб., также не возмещена сумма компенсации по горячему водоснабжению в размере 2092842 руб.
Данные факты подтверждаются сведениями, представленными истцом в адрес ответчика МУ "Жилкомстрой" в виде ежемесячных отчетов, а также подтверждаются самим МУ "Жилкомстрой" в письме N 840 от 06.05.2008 г.
Таким образом, ответчик - МУ "Жилкомстрой" - не оспаривает, что истцу за 2007 г. не компенсированы расходы по удешевлению стоимости коммунальных услуг, предоставленных населению пос. Буланаш на общую сумму 3109698 руб.
В результате оказания в спорный период коммунальных услуг населению и получения от населения платы по более низкой цене по сравнению с экономически обоснованными и утвержденными тарифами у истца возникли убытки, с учетом их частичной компенсации, в сумме 3109698 руб.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьи право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). А также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерации, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации ).
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как уже было установлено выше, компенсация расходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг, осуществляется за счет местного бюджета (п. 3 Правил), но при этом главными распорядителями средств местного бюджета являются муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой" и территориальные органы местного самоуправления Артемовского городского округа.
Поскольку муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой" не в полном объеме произвело истцу компенсацию в части удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг, оказанных населению, требования истца о взыскании причиненных ему убытков с муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" как главного распорядителя заявлены обоснованно и в соответствии со ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что им произведены все выплаты в пределах утвержденной сметы расходов и предусмотренных в бюджете Артемовского городского округа, судом не принимаются во внимание, поскольку в силу ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Ответчик в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, что им принимались меры по увеличению сметы расходов на эти цели. Кроме того, ответчик не доказал и отсутствие у него денежных средств, необходимых для выплаты компенсации истцу на сегодняшний день.
Недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Кодекса.
Поскольку собственником имущества муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" является Муниципальное образование "Артемовский городской округ", истец в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации привлек муниципальное образование в качестве субсидиарного ответчика по данному делу.
Довод Муниципального образования "Артемовский городской округ" о том, что в данном случае ответчиком должен быть главный распорядитель, т.е. муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой", подлежит отклонению, так как в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
На основании пункта 10 статьи 158 БК Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанного публично-правового образования главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК Российской Федерации (п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 ст. 158 БК Российской Федерации главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Принимая во внимание, что ответчик - муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой" - в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств отсутствия у него денежных средств, необходимых для выплаты компенсации истцу, исковые требования подлежат удовлетворению, как уже установлено выше, за счет муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой".
Однако при недостаточности денежных средств у муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" исковые требования в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению за счет Муниципального образования "Артемовский городской округ".
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой", а при недостаточности денежных средств у муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" с Муниципального образования "Артемовский городской округ" в пользу Общества с ограниченной ответственностью 3109698 руб. убытков и в возмещение расходов по госпошлине по иску - 27048 руб. 49 коп.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 мая 2008 г. N А60-1557/2008-С7
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника