Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 мая 2008 г. N А60-10207/2008-С9
Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2008 года
Полный текст решения изготовлен 27 мая 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел материалы дела по заявлению открытого акционерного общества "Автотранспорт" к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности от 23.04.2008 N 36(25-08/2.19),
при участии в судебном заседании
от заявителя: Морозова Е.А., доверенность от 27.05.08
от заинтересованного лица: Заякина Е.Л., доверенность от 15.05.08
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле разъяснены процессуальные права и обязанности, в том числе право на отвод. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.
Открытое акционерное общество "Автотранспорт" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об обжаловании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее по тексту - заинтересованное лицо, РО ФСФР России по УрФО) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения на основании ч. 2 ст. 15.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ) за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что при вынесении оспариваемого постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Общество также указывает, что вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения не имеется.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд установил:
Открытое акционерное общество "Автотранспорт" создано в процессе приватизации. Правовую основу процесса приватизации составляли, в частности, "Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа" (утверждено указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721), "Положение о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учреждений в процессе приватизации" утверждено Постановлением Правительства N 547 от 04.08.1992).
Во исполнение указанных нормативно-правовых актов 04.01.1994 Финансовым управлением администрации Свердловской области зарегистрирован выпуск акций ОАО "Автотранспорт" (государственный регистрационный N 62-1п-544). Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций (п. 2 Приложения N 1 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учреждений в процессе приватизации (утв. Постановлением Правительства от 04.08.1992 N 547).
План приватизации Общества предусматривал возможность размещения 44% акций путем продажи на специализированном чековом аукционе.
При осуществлении текущего контроля за соблюдением эмитентами эмиссионных ценных бумаг порядка раскрытия информации установлено, что по состоянию на 27.02.2008 обществом не обеспечен доступ информации в форме ежеквартальных отчетов за 2, 3, 4 кварталы 2007 года, списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 1, 2, 3, 4 кварталов 2007 года в сети Интернет, в том числе на странице в сети Интернет, на которой Общество осуществляет раскрытие информации - www.vestnikao.ru, что является нарушением требований законодательства о рынке ценных бумаг.
По результатам проверки составлен акт обнаружения отсутствия доступа к информации в сети в Интернет от 27.02.2008. Уведомлением исх. N 1890-003/08 от 27.02.2008, направленным в адрес ООО "Автотранспорт" и полученным его представителем 06.03.2008, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела копия уведомления, законный представитель общества вызван на составление протокола об административном правонарушении.
28.03.2008 уполномоченным должностным лицом РО ФСФР России по УрФО в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя ООО "Автотранспорт" составлен протокол об административном правонарушении. Копия протокола направлена в адрес общества заказным письмом и получена его представителем 09.04.2008, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией уведомления.
Определением от 28.03.2008 срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен, рассмотрение дела назначено на 23.04.2008. Указанное определение направлено в адрес общества посредством почтовой связи и получено его представителем 0404.2008, о чем свидетельствует копия имеющегося в материалах дела уведомления.
По результатам рассмотрения материалов проверки 28.03.2008 уполномоченным должностным лицом РО ФСФР России по УрФО в отношении ООО "Автотранспорт" вынесено постановление о назначении административного наказания N 36(25-08/2.19), на основании которого общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19. КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Полагая, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать. При этом суд исходит из следующего.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность, проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом п. 2 ст. 92 указанного закона устанавливает, что обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах). При этом состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Одним из таких актов является утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее по тексту - Положение).
На основании п. 5.1 указанного Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется в том числе и на: эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Таким образом, ОАО "Автотранспорт" является субъектом исполнения обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.
Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Положение устанавливает различные способы раскрытия информации в форме ежеквартального отчета, в том числе путем представления в регистрирующий орган, а также с использованием сети Интернет (п.п. 5.6., 5.7. Положения).
При этом Положением установлены две обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета в сети Интернет: опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет - в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала; обеспечить доступность текста ежеквартального отчета в сети Интернет - в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с п. 8.1.1. Положения открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать: годовой отчет акционерного общества, устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов, сведения об аффилированных лицах акционерного общества.
Положение устанавливает различные способы раскрытия информации в форме списка аффилированных лиц, в том числе путем представления в регистрирующий орган, а также с использованием сети Интернет (п.п. 8.5.3., 8.5.5. Положения).
В соответствии с пунктом 8.5 Положения акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список, но не ранее даты возникновения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
Подпунктом 8.5.5. Положения установлено, что текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в момент проведения проверки 27.02.2008 ОАО "Автотранспорт" не обеспечен доступ к тексту ежеквартальных отчетов за 2, 3, 4 кварталы 2007 года, списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 1, 2, 3, 4 кварталов 2007 года на странице в сети Интернет, на которой Общество осуществляет раскрытие информации www.vestnikao.ru. Необеспечение доступа в сети Интернет было выявлено также с помощью поисковых систем Yandex, Rambler, Google.
Как следует из объяснений лица исх. N 14 от 25.03.2008, привлекаемого к ответственности, страница в сети Интернет, на которой раскрывается информация, содержащаяся в ежеквартальном отчете ОАО "Автотранспорт", список аффилированных лиц и иная информация, подлежащая раскрытию, предоставлена Обществу Всероссийским ежемесячным журналом по корпоративному праву и управлению Акционерный вестник www.vestnikao.ru. На данную услугу Общество заключило договор и оплатило в полном объеме требуемую сумму (в материалах дела имеются копии платежных поручений, подтверждающих оплату, договор на раскрытие информации на сайте от 06.02.2008 N АВ-2922-093/С). Общество пересылало ежеквартальный отчет за 2, 3, 4 кварталы 2007 года и список аффилированных лиц за 1, 2, 3, 4 кварталы за 2007 года на электронный адрес работника Красавцевой В. На момент проверки регистрирующим органом указанная информация отсутствовала по техническим причинам сайта.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении проверяющим органом установлено, что ООО "Автотранспорт" обеспечило доступ в сети Интернет к текстам ежеквартальных отчетов за 2, 3, 4 кварталы 2007 года, списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 1, 2, 3 кварталов 2007 года (что подтверждается распечаткой страниц из сети Интернет от 18.03.2008).
Таким образом, судом установлено, что в действиях ОАО "Автотранспорт" содержатся признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к выводу о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о рынках ценных бумаг. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих принятию мер по соблюдению соответствующих требований законодательства, суду не представлено.
Ссылка общества на истечение срока привлечения к административной ответственности судом отклоняется, поскольку обязанность по раскрытию информации является сложным юридическим составом, включающим как действия, обязанность совершить которые прекращается истечением установленного законом срока, так и действия, продолжающиеся в течение срока, также определенного законом. Исходя из сущности правоотношений, на защиту которых направлена норма, установленная ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, нарушение порядка раскрытия информации - это не только бездействие эмитента по представлению списка в регистрирующий орган, но и необеспечение доступа на странице сети Интернет, который должен обеспечиваться в течение 3 лет.
Как отмечено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. В рассматриваемом случае вред наносится не только в первоначальный момент образования состава административного правонарушения, но и на протяжении длительного периода времени, пока сохраняется актуальность исполнения соответствующего требования законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении 2-месячный срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с 27.02.2008. Обжалуемое постановление вынесено 23.04.2008, т.е. в пределах 2-х месячного срока.
Рассмотрев вопрос о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случае, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.
В пунктах 18 и 21 Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 и от 24.03.2005 г. N 5 соответственно разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Последствия совершения данного административного правонарушения могут наступить только в будущем времени, размер последствий непредсказуем, возможно, что последствий не будет вообще; несвоевременное обеспечение доступа к информации касается неопределенного круга лиц, следовательно, отсутствуют основания для применения малозначительности правонарушения при данном составе административного правонарушения.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе с учетом всех имеющих значение обстоятельств дела, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, размер штрафа (30000 рублей), назначенный административным органом применительно к данным обстоятельствам, является разумным, обоснованным и достаточным с учетом изложенных в постановлении обстоятельств. Процессуальных нарушений в ходе проведения проверки и привлечения лица к административной ответственности административным органом не допущено.
Исходя из вышеизложенного суд полагает, что оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Автотранспорт" о признании незаконным постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 23.04.2008 N 36(25-08/2.19) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия (изготовления в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 2 ст. 257 и частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 мая 2008 г. N А60-10207/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника