Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 мая 2008 г. N А60-5642/2008-С9
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2008 года
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО Предприятие "Прилив" к Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Ростехнадзора по УФО (далее - МТУ Ростехнадзора по УФО) об оспаривании действий
при участии в судебном заседании
от заявителя Ю.Б. Камалетдинова, по доверенности от 20.03.2008 года N 06/08,
от заинтересованного лица: Е.В. Демина, по доверенности от 07.11.2007 года N 53.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ООО Предприятие "Прилив" просит признать незаконными действия Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора по УФО, выразившиеся в отказе в продлении срока действия лимита на размещения отходов в связи с необходимостью предоставления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, и просит обязать Ростехнадзор продлить лимиты на размещение отходов на 2007 год. При этом заявитель полагает незаконными требования о предоставлении такой лицензии, ссылаясь на то, что предприятие не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов и представление лицензии как условие продления лимитов на размещение отходов не требуется.
МТУ Ростехнадзор по УФО требования не признало, полагая, что наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов является обязательным условием установления лимитов (либо продления их сроков действия) на размещение опасных отходов в соответствии с п. 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461; при этом наличие лицензии требуется вне зависимости от того, что такая деятельность не является основной.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ООО Предприятие "Прилив" осуществляет производственную деятельность, в процессе которой образуются производственные отходы, относящиеся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. N 786, к 1-5 классам опасности.
В 2005 году предприятие подготовило проект нормативов образования и лимитов размещения отходов, который был согласован МТУ Ростехнадзора по УФО и согласно ему утверждены лимиты на размещение отходов сроком на пять лет с их ежегодным продлением в течение указанного времени.
С целью продления срока действия лимита Общество 10.01.2007 года обратилось в МТУ Ростехнадзора по УФО, представив необходимые документы, в том числе копию утвержденного лимита на размещение отходов на пять лет от 26.01.2006 года, перечень и количество размещаемых отходов предприятия на 2007 год, отчет размещенных отходов за 2005 год, договор с организациями по размещению отходов, расчет и платежные поручения по оплате за окружающую среду за 2005-2006 год.
Письмом N 27.03.2007 года N 15/03-14-1768 МТУ Ростехнадзора по УФО сообщило заявителю, что для решения вопроса об установлении лимитов на размещение отходов на текущий год обществу необходимо представить копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
25.05.2007 года ООО Предприятие "Прилив" вновь обратилось с заявлением об установлении лимитов, ссылаясь на необоснованность требования о получении такой лицензии, однако письмом от 16.06.2007 года N 15/02-09/2754 заявителю в продлении лимитов на 2007 год было отказано со ссылкой на непредставление лицензии.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, при этом индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях реализации этих положений ФЗ "Об отходах производства и потребления" постановлением Правительства Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 г. N 461 утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
Согласно п. 3 указанных Правил лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Пунктом 5 Правил установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с п. 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов для утверждения лимитов на размещение опасных отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют следующие документы: заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридических лиц; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуальных предпринимателей; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации; свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Таким образом, лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов предусмотрена в перечне документов, предоставляемых с целью утверждения лимитов на размещение опасных отходов, на что и ссылается МТУ Ростехнадзора по УФО в письмах от 27.03.2007 и 06.06.2007 года.
Вместе с тем, по мнению суда, представление такой лицензии является обязанностью тех лиц, которые осуществляют деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и для которых такая деятельность является основной.
В соответствии с п.п. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "128-ФЗ"
Порядок обращения с опасными отходами, в том числе порядок осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 9 которого также предусматривает, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет, что опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии со ст. 9 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ норм, содержащихся в названных нормативных правовых актах, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной, и включает в себя перечисленные действия по обращению с опасными отходами, т.е. теми отходами, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Целью такой деятельности является получение прибыли от использования отходов, то есть применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; доход от такой деятельности может быть получен и при обезвреживания, то есть обработки отходов, в том числе путем сжигания и обеззараживание отходов на специализированных установках; от транспортировки отходов и их размещении, то есть хранении и захоронении отходов.
Именно опасность отходов предполагает необходимость проведения лицензирования, т.е. подтверждения соответствия осуществляемой деятельности предъявляемым требованиям по обеспечению безопасности отходов. С этой целью законодателем разграничены деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, и установлено, что деятельность, в процессе которой образуются производственные отходы, т.е. обычная хозяйственная деятельность любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требует лицензирования, а деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов, т.е. та деятельность, которая требует наличия специальных условий для ее осуществления, может осуществляться лишь при наличии лицензии.
Как следует из материалов дела, заявителем осуществляется деятельность по производству мебели и все отходы (отработанные ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки; отработанные трансмиссионные, гидравлические и моторные масла; обтирочный материал, загрязненный; мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный); отходы изолированных проводов и кабелей; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности; отходы упаковочной бумаги не загрязненные; прочие отходы бумаги не загрязненные; песок, загрязненный маслами; отходы песка очистных и пескоструйных устройств; опилки натуральные чистой древесины; обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 до 2,5% включительно; обрезки, кусковые отходы древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит, содержащих связующие смолы в количестве от 0,2 до 2,5% включительно; стружка натуральной чистой древесины; отходы горбыля, рейки из натуральной древесины), относящиеся к разным классам опасности, образуются в результате указанной деятельности предприятия.
Эти отходы, количество которых ежегодно утверждается МТУ Ростехнадзора по УФО, временно накапливаются и хранятся на территории общества в специально обустроенных для этих целей местах до момента их передачи специализированным организациям, осуществляющим деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов на основании соответствующих лицензий, что подтверждается копиями договоров N 17-18 от 31.01.2008 года, N 24 от 10.01.2008 года.
Таким образом, ООО Предприятие "Прилив" не осуществляет в качестве отдельной деятельности деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а осуществляет производственную деятельность, в результате которой образуются естественные производственные отходы; временное размещение отходов на производственных площадках общества следует рассматривать как элемент его основной производственной деятельности, а не в качестве самостоятельной деятельности по размещению отходов.
В связи с этим предприятие не должно иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и соответствующее требование МТУ Ростехнадзора по УФО о необходимости представления обществом такой лицензии является незаконным.
В судебном заседании установлено, что требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов явилось основанием для отказа в утверждении лимитов на размещение отходов, других оснований для отказа в утверждении лимитов не имеется, что следует из ответов МТУ Ростехнадзора по УФО от 06.06.2007 года и 27.03.2007 года.
Судом также установлено, что в МТУ Ростехнадзора по УФО были представлены все необходимые для решения вопроса об установления лимитов документы, предусмотренные Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (кроме лицензии, представление которой не требуется, что отмечено выше), поэтому оснований для отказа в продлении срока действия лимитов у данного государственного органа не имелось.
Отказ в продлении лимитов на размещение отходов при изложенных обстоятельствах нарушает права и законные интересы заявителя, так как отсутствие лимитов на размещение вредных отходов в соответствии со ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" может повлечь за собой применение мер воздействия, вплоть до ограничения, приостановления или прекращения деятельности организации.
Таким образом, суд полагает необходимым в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО Предприятие "Прилив" обязать МТУ Ростехнадзора по УФО рассмотреть заявление общества и представленные вместе с ним документы и принять соответствующее решение исходя при этом из отсутствия у ООО Предприятие "Прилив" обязанности по представлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
При решении вопроса о соблюдении заявителем срока, установленного ст. 198 АПК РФ, суд исходит из того, что неправомерные действия МТУ Ростехнадзора по УФО, связанные с уклонением от решения вопроса по утверждению лимитов на размещение отходов, являлись длящимися и не были прекращены ответом заинтересованного лица от 27.03.3007 года, в связи с чем такие действия могли быть оспорены заявителем и после указанной даты, т.е. срок на обращение в суд последним не нарушен.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 года признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
В связи с этим по данному делу подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконными действия Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу, выразившиеся в отказе утвердить ООО Предприятие "Прилив" лимиты на размещение опасных отходов на 2007 год.
Обязать Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу принять соответствующее решение по заявлению общества об утверждении лимитов на размещение отходов на 2007 год исходя при этом из отсутствия у ООО Предприятие "Прилив" обязанности по представлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью Предприятие "Прилив" 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 мая 2008 г. N А60-5642/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника