Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 июля 2008 г. N А60-12820/2008-С5
Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Заместителя военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа Егорова В.И. в интересах Министерства обороны Российской Федерации к Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Свердловской области
при участии третьих лиц:
Министерства обороны Российской Федерации, Войсковой части 30992
о признании незаконными действий государственного органа
при участии в судебном заседании
от заявителя: С.В. Чернышев, представитель по доверенности от 24.12.2007 N 4/9392/92;
от заинтересованного лица: С.Е. Лейкам, представитель по доверенности N 2 от 09.01.2008;
от третьих лиц:
Министерство обороны Российской Федерации: извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представитель не явился;
Войсковая часть 30992: извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представитель не явился.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.
Заместитель военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области в интересах Министерства обороны Российской Федерации с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Свердловской области о признании незаконными действий государственного органа по государственной регистрации войсковой части 30992, выразившихся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 1036602274708 от 24.11.2003. Мотивирует заявитель свои доводы тем, что войсковая часть 30992 незаконно зарегистрирована в качестве юридического лица, поскольку является структурным подразделением Министерства обороны РФ, и учредитель не принимал решения о наделении войсковой части статусом юридического лица.
Межрайонная инспекция ФНС России N 12 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, регистрационный орган) представила в суд отзыв, в котором требования не признала, ссылаясь на то, что заявителем при обращении в регистрирующий орган указано, что образование юридического лица произведено на основании директив Министра обороны Российской Федерации и директивы Генерального штаба Военно-воздушных сил.
Министерство обороны РФ (далее - третье лицо) отзыв в суд не представило, в судебное заседание представитель не явился.
Войсковая часть 30992 (далее - третье лицо) отзыв в суд не представила, в судебное заседание представитель не явился.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
В связи с предоставлением войсковой части 30992 19.11.2003 в Межрайонную инспекцию ФНС России N 12 по Свердловской области заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001), в котором указано, что войсковая часть 30992 организована на основании директивы Министра обороны Российской Федерации N Д-030 от 22.07.2003 и директивы Генерального штаба Военно-воздушных сил Российской Федерации N 665/2/6459 от 07.08.2003, Межрайонной инспекцией ФНС России N 12 по Свердловской области 24.11.2003 принято решение о регистрации войсковой части 30992 в качестве юридического лица.
24.11.2003 заинтересованным лицом осуществлена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Военной прокуратурой Екатеринбургского гарнизона проведена проверка, в ходе которой исследована законность регистрации в качестве юридического лица и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о войсковой части 30992. Установив, что регистрация произведена с нарушением требований Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", заместитель военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа обратился в арбитражный суд в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения и доводы сторон, суд находит требования заместителя прокурора обоснованными на основании следующего.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Следовательно, внесение записей в Единый государственный реестр юридических лиц является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц.
При этом при анализе представленных на регистрацию документов регистрирующий орган обязан учитывать требования иных федеральных законов.
Согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Пунктом 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.
В силу ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Из приведенных норм следует, что в представленных в регистрирующий орган заявлениях, необходимых документах и сведениях выражена воля учредителя, содержатся все конституирующие признаки юридического лица в соответствии с установленными Гражданским кодексом Российской Федерации императивными правилами его учреждения.
Государственная регистрация как акт публичной власти делает это существование юридического лица законным, санкционируя такому лицу возможность выступать в обороте от собственного имени и нести ответственность по своим обязательствам лишь принадлежащим ему как новому субъекту права имуществом.
Также из анализа указанных норм следует, что регистрирующий орган регистрирует юридические лица не только на основании заявления и указанной в нем информации, он проверяет и комплектность документов и устанавливает факт их представления или непредставления.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, и Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27.07.98 N 901, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны России относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации, войсковые части и квартирно-эксплуатационные части не названы в качестве юридических лиц.
В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу частей 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Регистрирующим органом не представлено и судом не установлено доказательств, подтверждающих наличие признаков и статуса юридического лица у войсковой части 30992.
Помимо этого, наличие у войсковой части 30992 учредительных документов юридического лица, отсутствие которых является одним из оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, и представление их при регистрации материалами дела не подтверждается.
Суд, установив, что решения о придании войсковой части 30992 статуса юридического лица Минобороны России не принимало, имущество части является федеральной собственностью, войсковая часть 30992 финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами, а также имуществом и отвечать ими по своим обязательствам, войсковая часть 30992 на момент регистрации не имела утвержденных в установленном порядке учредительных документов, считает, что войсковая часть 30992 не обладала статусом юридического лица ввиду отсутствия обязательных признаков, предусмотренных нормами статьи 48 ГК РФ, в связи с чем заинтересованное лицо не вправе было вносить запись о ней в государственный реестр как о юридическом лице.
Довод заявителя о том, что оспариваемыми действиями нарушены права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о порядке создания федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, суд находит обоснованным.
Доводы Межрайонной Инспекции ФНС России N 12 по Свердловской области суд отклоняет по мотивам, изложенным выше.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа в федеральный бюджет подлежит взысканию 2000 рублей госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования Заместителя Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа удовлетворить.
2. Признать незаконными действия Межрайонной Инспекции ФНС России N 12 по Свердловской области по государственной регистрации войсковой части 30992, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 1036602274708 от 24.11.2003, как противоречащие главе 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 12 по Свердловской области исключить запись из Единого государственного реестра юридических лиц о войсковой части 30992 как о юридическом лице.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Свердловской области в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июля 2008 г. N А60-12820/2008-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника