Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 июля 2008 г. N А60-14665/2008-С5
Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 24 июля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга к ИП Носовой О.В. о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Горбова О.В., ст. помощник прокурора;
от заинтересованного лица: извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представитель не явился.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Носовой О.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение правонарушения, выразившегося в использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
В обоснование требований заявитель указывает на использование заинтересованным лицом находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
Индивидуальный предприниматель Носова О.В. (далее - заинтересованное лицо) возражений в отношении заявленных требований в суд не представила.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил:
Прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения требований законодательства в области использования и распоряжения государственным имуществом, в том числе закрепленным на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Уральская академия государственной службы", в том числе отдельно стоящими строениями с пристроями, расположенными по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 70.
Согласно выписке из реестра федерального имущества указанное строение относится к федеральной собственности, в настоящее время ИП Носова О.В. использует нежилые помещения первого этажа общей площадью 73,9 кв.м, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 70, без надлежащим образом оформленных документов.
По результатам проверки Прокурором Ленинского района г. Екатеринбурга 28.05.2008 вынесено постановление о возбуждении в отношении ИП Носовой О.В. дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полномочия прокурора на вынесение указанного постановления устанавливаются ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре" Российской Федерации и ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая, что в действиях заинтересованного лица содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является, по мнению проверяющего, отсутствие согласия собственника недвижимого имущества на заключение дополнительного соглашения от 01.01.2007 N 4 к договору аренды, что повлекло использование федерального имущества без надлежаще оформленных документов с января 2007 года по настоящее время.
Суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В силу ст. 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.
Аналогичные положения закреплены в ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Как следует из материалов дела, нежилое помещение - отдельно стоящее здание с пристроями, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 70, находится в оперативном управлении ГОУ ВПО "Уральская академия государственной службы" на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 2415 от 14.11.2001.
В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" (в ред. постановления Правительства РФ от 23.03.2006 N 156) установлено, что эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, или за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации любой договор, в том числе тот, на основании которого используется федеральное имущество, должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, законодательством предусмотрено, что обязательным условием заключения договора аренды имущества учреждения является предварительное получение на это согласия собственника.
Отсутствие согласия собственника ставит под сомнение соблюдение надлежащего оформления права пользования федеральным имуществом.
Занимаемое заинтересованным лицом помещение, как следует из материалов дела, относится к федеральной собственности, поэтому в силу требований статей 209, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, использование его на законных основаниях возможно только с согласия собственника и на основании надлежащим образом оформленных документов.
Из материалов дела следует, что между ФГОУ ВПО "Уральская академия государственной службы" и ИП Носовой О.В. 01.02.2006 заключен договор аренды нежилых помещений N 13, согласно которому ФГОУ ВПО "Уральская академия государственной службы" (арендодатель) на основании согласия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области N АЛ-3635 от 01.07.2005 передало, а ИП Носова О.В. (арендатор) приняла в аренду нежилое помещение общей площадью 73,9 кв.м, расположенное на 1 этаже в доме N 70 по улице 8 Марта в г. Екатеринбурге, для использования под бытовое обслуживание населения.
Срок аренды установлен с 01.02.2006 по 31.01.2007.
Согласно письмам Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области N АЛ-3635 от 01.07.2005 года, N АЛ-355 от 30.01.2006 года согласие на сдачу в аренду спорного имущества было дано собственником на определенный срок до 31.12.2006 года.
01.01.2007 года стороны заключили дополнительное соглашение N 4, согласно которому данный договор продлен до выхода постановления Правительства Российской Федерации, однако согласования от собственника не получено.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по управлению государственным имуществом, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).
В соответствии с пунктами 4 и 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 (в редакции постановлений от 14.12.2006 N 767, от 19.11.2007 N 792), Федеральное агентство непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Приказом Росимущества от 01.02.2005 N 37 утверждено Положение о Территориальном управлении Росимущества по Свердловской области, в соответствии с которым полномочия собственника по распоряжению федеральным имуществом на территории Свердловской области осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области.
Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2006 N 1264 установлено, что полномочия собственника в отношении федерального имущества (включая земельные участки), переданного Академии и федеральным государственным образовательным учреждениям государственной службы в регионах, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации Федеральное N 218 от 10.01.2007 установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества (включая земельные участки), переданного Академии. Федеральное агентство по образованию осуществляет по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации полномочия собственника в отношении федерального имущества (включая земельные участки), переданного федеральным государственным образовательным учреждениям государственной службы в регионах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Российской Федерации N 218 следует читать как 10 апреля 2007 г.
07.11.2007 Уральская академия государственной службы обратилась в Федеральной агентство по образованию с запросом N 496 о согласовании предоставления в аренду сторонним организациям, в том числе ИП Носовой О.В., нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 70. Ответ не был получен.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области N АЛ-3070 от 25.04.2008 ГОУ ВПО "Уральская академия государственной службы" не направляло в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федерального имущества, закрепленного за указанным учреждением на праве оперативного управления, на 2008 год.
Таким образом, дополнительное соглашение от 01.01.2007 N 4 о пролонгации договора аренды от 01.02.2006 N 13 на неопределенный срок заключено заинтересованным лицом без согласования с собственником имущества.
Индивидуальным предпринимателем помещение, находящееся в федеральной собственности, используется при отсутствии надлежаще оформленных документов, позволяющих ему использовать в установленном законом порядке данный объект недвижимости, находящийся в федеральной собственности.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (примечание) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Вступая в договорные отношения с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Уральская академия государственной службы" с целью получения в аренду находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда, заинтересованное лицо обладало достаточными сведениями о правовом статусе помещений, который был обозначен в договоре аренды.
Как следует из материалов дела при рассмотрении дела по существу, заинтересованное лицо никаких мер для выяснения законности сделки по распоряжению государственным имуществом и по надлежащему оформлению документов не предпринимало. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия договора аренды при отсутствии достоверных сведений о получении арендодателем такого согласия свидетельствует о том, что индивидуальный предприниматель принял на себя риски неблагоприятных последствий своих действий, в том числе в виде применения к нему публично-правовой ответственности.
При таких обстоятельствах суд делает вывод о наличии в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наличии вины заинтересованного лица в его совершении.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Нарушения прокурором порядка привлечения общества к ответственности судом не установлено.
Учитывая, что наказание должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, закрепленным ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния, суд находит возможным применить к заинтересованному лицу штраф по минимальному размеру санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга удовлетворить.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя Носову Оксану Валерьевну 15.06.1968 г.р., место рождения: г. Свердловск (место жительства: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 59 корп. 2 кв. 16; ОГРН 304667135600307, ИНН 667105666892) к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 2000 рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Код бюджетной классификации 41511621010010000140
ИНН получателя 6658033077
КПП 665801001
ОКАТО 65401364000
Счет N 40101810500000010010
БИК 046577001
Получатель УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области).
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду в течение тридцати дней со дня уплаты штрафа.
При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июля 2008 г. N А60-14665/2008-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника