Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 июля 2008 г. N А60-32342/2007-С10
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2009 г. N Ф09-10141/08-С6 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2009 г. N 4154/09
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2009 г. N ВАС-4154/09
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 4154/09 отказано в передаче настоящего решения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2008 г. N 17АП-7209/08
Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 29 июля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (Росимущество) к Управлению Федеральной регистрационной службы по Свердловской области о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.В. Прядеин, ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и работы с кадрами по доверенности N АЛ-2620 от 14.04.2008 г., предъявлен паспорт,
от заинтересованного лица: А.М. Левит, сотрудник отдела правового обеспечения, договорной работы и служебной защиты по доверенности N 08-16/419 от 03.06.2008 г., предъявлено служебное удостоверение,
от третьих лиц:
от Правительства Свердловской области: А.Н. Тертышный, консультант юридического управления по доверенности N 02-09-2037 от 09.11.2007 г., предъявлено служебное удостоверение;
от Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга: Н.Б. Соломеина, главный государственный налоговый инспектор юридического отдела, по доверенности N 2 от 25.01.2008 г., предъявлено служебное удостоверение:
от других третьих лиц: Администрации г. Екатеринбурга, ОАО "ТрансКредитБанк", ЗАО "Форатек Коммуникейшн", ЗАО "Среднеуральское строительное управление", ООО "Континент", Некоммерческая организация "Негосударственный пенсионный фонд "Благосостояние", ООО "Транспорт-21 век", ООО Центр инвестиционных программ", Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "Демидоff - коммерческая недвижимость", ИП Орныш О.Е. - не явились, уведомлены надлежащим образом.
В порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (Росимущество) (далее - ТУ Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - регистрирующий орган, заинтересованное лицо, Управление ФРС) Росимущество) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:02 06004:0040, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 71, выраженного в письме от 14.09.2007 г. N 01/420/2007-252. Заявитель также просит обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав путем государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что право собственности на земельный участок за Российской Федерацией возникло при разграничении государственной собственности на землю, так как на земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности Российской Федерации, а сам земельный участок предоставлен органам государственной власти Российской Федерации - Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга.
Наличие на земельном участке объектов недвижимости, находящихся в частной собственности, по мнению ТУ Росимущества, не является препятствием для осуществления разграничения собственности на землю и лишь определит орган, в компетенцию которого будет входить принятие решений об оформлении в установленном порядке прав на земельный участок и не нарушит прав иных собственников недвижимости.
Регистрирующий орган представил отзыв, заявленные требования не признал со ссылкой на законность отказа в государственной регистрации в связи с несоответствием представленных документов требованиям действующего законодательства. В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что оспариваемый отказ принят в целях ненарушения прав третьих лиц - собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечены обладатели прав на недвижимое имущество, расположенное на спорном земельном участке: ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, ООО "Континент", ЗАО "Форатек Коммуникейшн", ЗАО "Среднеуральское строительное управление", Некоммерческая организация "Негосударственный пенсионный фонд "Благосостояние", ООО "Транспорт-21 век", ООО Центр инвестиционных программ", Некоммерческая организация "негосударственный пенсионный фонд "Семейный", ОАО "ТрансКредитБанк", Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "Демидоff - коммерческая недвижимость", ИП Орныш О.Е., а также лица, заинтересованные в разграничении права государственной собственности на земельные участки: муниципальное образование "город Екатеринбург" в лице Администрации г. Екатеринбурга, Свердловская область в лице Правительства Свердловской области.
ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, ЗАО "Форатек Коммуникейшн", ООО "Континент" полагают заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению; ЗАО "Среднеуральское строительное управление" и ОАО "ТрансКредитБанк" полагают, что регистрацией прав на земельный участок могут быть нарушены их права и законные интересы, поскольку возможно в дальнейшем им будет отказано в оформлении права аренды на земельный участок, соразмерно занимаемой недвижимости.
Присутствовавший в судебном заседании представитель Правительства Свердловской области пояснил, что регистраций прав на земельный участок за Российской Федерацией вследствие разграничения права государственной собственности, не будет нарушено право субъекта Российской Федерации - Свердловской области.
Иные третьи лица явку представителей в судебные заседания не обеспечили, по заявленным требованиям не высказались.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ТУ Росимущества 15 июня 2007 г. обратилось в Управление ФРС с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:02 06004:0040, площадью 4869,64 кв.м., расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 71 (л.д. 49, том 1).
Согласно уведомлениям от 10.07.2007 г., от 15.08.2007 г. государственная регистрация права приостанавливалась, соответственно, до 10.08.2007 г. и до 15.11.2007 г. (л.д. 61-62, том 1).
В ходе проведения правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию документов, регистрирующим органом установлено наличие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записей о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Стрелочников, 41, литер А1 за Российской Федерацией на встроенное помещение литер А1, А2 общей площадью 492,9 кв.м. и за иными лицами на нежилые помещения в строении литер А1.
14 сентября 2007 г. в государственной регистрации права собственности Российской Федерации отказано со ссылкой на несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию требованиям статьи 3.1 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", о чем заявителю направлено сообщение (л.д. 10, том 1).
Как следует из материалов дела, 03 декабря 2001г. Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области за Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга было зарегистрировано право оперативного управления на пристрой нежилого назначения литер А1, А2, общей площадью 483,2 кв.м. по ул. Стрелочников, 41 в г. Екатеринбурге (л.д. 115, том 1).
Постановлением Главы города Екатеринбурга от 22.08.2002г. N 902-о государственной налоговой инспекции по Железнодорожному району г. Екатеринбурга прекращено право постоянного бессрочного пользования частью земельного участка площадью 566,84 кв.м. по ул. Стрелочников, 41 в г. Екатеринбурге; в постоянное бессрочное пользование предоставлен дополнительный земельный участок площадью 1236, 45 кв.м., налоговому органу разрешена реконструкция пристроя к административному зданию на предоставленном земельном участке и предписано провести государственную регистрацию права постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 4869,64 кв.м. по указанному адресу (л.д. 43, том 1).
04 июня 2003 г. между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, выступающим в качестве территориального органа Минимущества России, Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга и ЗАО "Среднеуральское строительное управление" заключен инвестиционный договор, предметом которого явилась реконструкция пристроя к зданию налоговой инспекции, находящегося в собственности Российской Федерации по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41. Реконструкция предусматривала возведение "коробки" 6-этажного офисного здания, распределение площадей в реконструированной пристрое предусматривалось в объеме 485 кв.м. на 1-2 этажах - в собственность Российской Федерации и в оперативное управление налоговой инспекции, 5515 кв.м. - в собственность инвестора и соинвесторов, привлеченных инвестором (л.д. 103-109, том 1).
05 ноября 2003 г. Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области за Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 4869,64 кв.м. в г. Екатеринбурге по ул. Стрелочников, 41 с целевым использованием под объект административной застройки (административное здание с пристроем).
Протоколом распределения площадей от 05.08.2005 г. и по акту о результатах реализации инвестиционного проекта от 20.09.2005 г. налоговому органу и в государственную собственность распределено 492,9 кв.м. (л.д. 110-111, том 1).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 14.12.2005 г. в ЕГРП внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга на нежилое встроенное помещение (литер А1, А2), общей площадью 492,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41 (л.д. 95-96, том 1).
Ранее выданное налоговому органу свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления от 03.12.2001г. на 483,2 кв.м. утратило силу (л.д. 115, том 1).
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с приведенным Кодексом и федеральными законами.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", действовавшей на момент обращения заявителя в регистрирующий орган.
Согласно пункту 1 указанной статьи к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 30.1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указывается основание возникновения права собственности соответствующего публичного образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации. Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 (далее - Перечень).
Согласно перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, вместе с заявлением на государственную регистрацию должны быть представлены правоустанавливающие документы на земельный участок копия акта органа государственной власти, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; кадастровый план земельного участка; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации.
При этом, представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на землю является нахождение на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего Российской Федерации, в силу пункта 3 Перечня к заявлению должны быть приложены правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела с заявлением на государственную регистрацию права собственности на земельный участок ТУ Росимущества представило, в том числе необходимые кадастровый план земельного участка N 41-02-31337 от 18.12.2006 г. и свидетельство N 191057 от 05.11.2003 г. о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, площадью 4869,64 кв.м. в г. Екатеринбурге по ул. Стрелочников, 41 за Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (л.д. 26, 48, том 1).
Таким образом, при подаче в регистрирующий орган заявления о регистрации права собственности, согласно заявлению, - возникшего на основании акта органа государственной власти, заявителем соблюдены положения пункта 2 вышеприведенного Перечня, несмотря на то, что представление предусмотренных в этом пункте документов, при наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права государственного органа на земельный участок, не требовалось.
В связи с этим и, учитывая, что право постоянного бессрочного пользования федерального государственного органа зарегистрировано в установленном порядке, вывод регистрирующего органа о том, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, не соответствуют требованиям действующего законодательства, является необоснованным.
Ссылка заинтересованного лица на то, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности иных лиц, не является основанием для отказа в регистрации права собственности Российской Федерации, возникшего в результате разграничения государственной собственности на землю.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В связи с указанным, отнесение названного выше земельного участка к федеральной собственности не лишает лиц, которым принадлежит объект недвижимого имущества, находящийся на данном земельном участке, права на приобретение соответствующей части земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Присутствовавшие в судебном заседании представители третьих лиц: ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, ЗАО "Форатек Коммуникейшн", ООО "Континент", правительства Свердловской области считают, что регистрацией права собственности на земельный участок за Российской Федерацией не будут нарушены их права, соответственно, на приобретение земельного участка под недвижимым имуществом, находящимся в их собственности и права при разграничении государственной собственности. Представители ЗАО "Среднеуральское строительное управление" и ОАО "ТрансКредитБанк" не смогли пояснить, каким образом могут быть нарушены их права на приобретение земельного участка.
Таким образом, основание, приведенное в оспариваемом отказе заинтересованного лица, не может являться препятствием для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Иных оснований отказа в регистрации права оспариваемое сообщение не содержит.
Ссылка регистрирующего органа на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" как на основание для отказа в государственной регистрации, является не состоятельной, поскольку заявителем представлены все необходимые для государственной регистрации документы, которые соответствуют по форме и содержанию действующему законодательству.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявленные требования удовлетворены, в порядке возмещения расходов по уплате государственной пошлины с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежит возмещению государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная по платежному поручению N 900 от 14.05.2008 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:02 06004:0040, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 71, выраженный в письме от 14.09.2007 г. N 01/420/2007-252.
3. Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области устранить допущенные нарушения путем государственной регистрации права собственности Российской Федерации с кадастровым номером 66:41:02 06 004:0040, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 71.
4. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (Росимущество) 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июля 2008 г. N А60-32342/2007-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2009 г. N Ф09-10141/08-С6 настоящее решение оставлено без изменения