Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 февраля 2009 г. N Ф09-10141/08-С6
Дело N А60-32342/2007
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2009 г. N 4154/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2009 г. N ВАС-4154/09
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 4154/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 марта 2009 г. N 4154/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее -регистрационная служба), открытого акционерного общества "ТрансКредитБанк" (далее - банк) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2008 по делу N А60-32342/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
регистрационной службы - Левит A.M. (доверенность от 23.12.2008 N 08-16/492);
банка - Степанов Ю.Ю. (доверенность от 23.01.2009, в порядке передоверия).
Представитель некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" Кузнецова О.А. в качестве такового к участию в судебном заседании не допущена из-за истечения срока действия доверенности от 17.06.2008 N 546 и непредоставления подлинника новой доверенности от 27.01.2009 N 68.
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Территориальное управление Росимущества по Свердловской области (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к регистрационной службе о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41 земельный участок с кадастровым номером 66:41:02 06 004:0040, выраженного в письме от 14.09.2007 N 01/420/2007-252, а также возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
В порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация г. Екатеринбурга, банк, Правительство Свердловской области, Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, общество с ограниченной ответственностью "Континент", закрытое акционерное общество "Форатек Коммуникейшн", закрытое акционерное общество "Среднеуральское строительное управление", некоммерческая организация "Негосударственный пенсионный фонд "БЛАГОСОСТОЯНИЕ", общество с ограниченной ответственностью "Транспорт - 21 век", общество с ограниченной ответственностью "Центр инвестиционных программ", некоммерческая организация "Негосударственный пенсионный фонд "Семейный", закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "Демидоff - коммерческая недвижимость" и Орныш Олег Ефимович.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.208 (резолютивная часть от 22.07.2008) заявленные требования удовлетворены, отказ регистрационной службы в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:02 06 004:0040, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41, выраженный в письме от 14.09.2007 N 01/420/2007-252, признан недействительным. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2008 (резолютивная часть от 07.10.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, банк просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение п. 10 ст. 3, п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:02 06 004:0040, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41, соответствует указанным нормам права, поскольку Российская Федерация не является единственным собственником здания, расположенного на спорном земельном участке, этот участок может быть приобретен лишь в общую долевую собственность собственников помещений либо в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Регистрационная служба в жалобе указала на то, что в ходе правовой экспертизы документов было установлено наличие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности на ряд нежилых помещений в строении под литерой А1 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41, за иными лицами, поэтому в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:02 06 004:0040, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41, отказано правомерно. В обжалуемых судебных актах, по мнению заявителя, судами в нарушение требований ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не названы нормы права, которым не соответствует решение об отказе в государственной регистрации, в связи с чем данные акты подлежат отмене.
Как установлено судами, 15.06.2007 территориальное управление обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:02 06 004:0040 площадью 4869,64 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41.
Регистрационной службой в сообщении от 14.09.2007 N 01/420/2007-252 отказано в государственной регистрации прав на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку представленные на государственную регистрацию документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Территориальное управление, полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 2 названного закона).
Абзацем 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно свидетельству о праве бессрочного пользования на землю от 02.04.1996 Государственной налоговой инспекции по Железнодорожному району в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 4200 кв. м под административное здание и его реконструкцию.
В соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 05.09.2001 и от 03.05.2007 в оперативном управлении государственного учреждения "Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Екатеринбурга" находятся объекты, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41, а именно: административное здание инспекции (литера А), здание гаража (литера Б), здание пристроя к зданию инспекции (южное крыло, литеры Al, A2).
Постановлением главы г. Екатеринбурга от 02.08.2002 N 902-о прекращено право постоянного (бессрочного) пользования государственного учреждения "Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Екатеринбурга" частью земельного участка площадью 566,84 кв. м по ул. Стрелочников, 41, и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование дополнительный земельный участок площадью 1236,45 кв. м под существующий пристрой к административному зданию.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.07.2003 N 12195 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Екатеринбурга предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 4869,64 кв. м (категория земель поселений) с целевым использованием - под объект административной застройки (административное здание с пристроем) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41.
Между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (владелец государственного имущества), Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (пользователь инвестиционного объекта) и закрытым акционерным обществом "Среднеуральское строительное управление" (инвестор) 04.06.2003 заключен инвестиционный договор для реализации инвестиционного проекта по реконструкции пристроя к зданию инспекции, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41, южное крыло, литеры А и А1, с целью получения дополнительных площадей нежилого назначения.
Согласно протоколу от 05.08.2005 к инвестиционному договору от 04.06.2003 о распределении площадей объекта, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41, и акту о результатах реализации инвестиционного проекта от 20.09.2005 пользователю в государственную собственность распределены площади размером 492, 9 кв. м.
Регистрационной службой 14.12.2005 произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Екатеринбурга на нежилое встроенное помещение (литеры Al, A2) общей площадью 492, 9 кв. м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41.
Обращаясь с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:02 06 004:0040 площадью 4869,64 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41, заявитель представил в регистрационную службу кадастровый план земельного участка от 18.12.2006 N 41-02/06-31337, свидетельство от 05.11.2003 N 191057 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Екатеринбурга земельным участком площадью 4869, 64 кв. м, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41, и выписку из реестра федерального имущества от 03.05.2007.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что обращение с заявлением в регистрационную службу было связано с разграничением государственной собственности на землю.
В письме от 14.09.2007 N 01/420/2007-252 отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о регистрации права собственности на ряд нежилых помещений в строении под литерой А1 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41, за иными лицами. В связи с изложенным регистрационная служба, руководствуясь п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пришла к выводу о том, что представленные на государственную регистрацию документы не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Удовлетворяя заявленные требования и признавая отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на названный выше земельный участок незаконным, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, для государственной регистрации представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая, что земельный участок площадью 4869,64 кв. м с кадастровым номером 66:41:02 06 004:0040 был предоставлен Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Екатеринбурга на праве постоянного (бессрочного) пользования, данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельство от 05.11.2003) и не прекращено, суды обоснованно применили указанные выше нормы права и признали отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный участок на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" незаконным.
Доводам регистрационной службы о том, что на спорном земельном участке в числе прочих объектов расположено здание, помещения в котором находятся в собственности разных лиц, судами первой и апелляционной инстанций дана правовая оценка. Суды указали, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, возникшего в результате разграничения государственной собственности на землю (абз. 3 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Судами также принято во внимание, что указанные выше лица не лишены возможности приобретения прав на земельный участок в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылки банка на отсутствие оснований для применения п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и на возможность применения при приобретении прав на земельный участок исключительно положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании указанных норм применительно к спорным правоотношениям.
Доводы заявителей кассационных жалоб были исследованы судом апелляционной инстанции и правомерно отклонены.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями к отмене или изменению судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2008 по делу N А60-32342/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, открытого акционерного общества "ТрансКредитБанк" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводам регистрационной службы о том, что на спорном земельном участке в числе прочих объектов расположено здание, помещения в котором находятся в собственности разных лиц, судами первой и апелляционной инстанций дана правовая оценка. Суды указали, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, возникшего в результате разграничения государственной собственности на землю (абз. 3 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Судами также принято во внимание, что указанные выше лица не лишены возможности приобретения прав на земельный участок в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылки банка на отсутствие оснований для применения п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и на возможность применения при приобретении прав на земельный участок исключительно положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании указанных норм применительно к спорным правоотношениям.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2008 по делу N А60-32342/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, открытого акционерного общества "ТрансКредитБанк" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2009 г. N Ф09-10141/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника