Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 января 2009 г. N А60-38802/2008-С8
Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 14 января 2009 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О.Ивановой при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры г. Первоуральска Свердловской области (далее заявитель) к обществу с ограниченной ответственностью "Свердловское автотранспортное объединение" (далее ООО "Свердловское автотранспортное объединение") о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Е.В.Андриянов Е.В. - помощник прокурора, удостоверение 154232.
от заинтересованного лица: Начапкин А.Ю. - ликвидатор, решение от 16.10.2008, б/н., Перхунова А.В. - представитель по доверенности от 12.01.2009, б/н.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заявитель просит привлечь ООО "Свердловское автотранспортное объединение" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
ООО "Свердловское автотранспортное объединение" факт нарушений не оспаривает, однако, ссылается на их несущественный характер и возможность признания нарушений малозначительными.
Рассмотрев материалы дела, заслушав сторон, суд установил:
В ходе проверки 27.11.2008 транспортных средств ООО "Свердловское автотранспортное объединение" на линии в рамках плановой проверки, ГИБДД УВД г.Первоуральска были установлены неисправности транспортных средств, принадлежащих ООО "Свердловское автотранспортное объединение", при которых эксплуатация запрещена, выразившиеся в несоответствии государственного регистрационного знака требованиям ГОСТ, неработающем аварийном выходе, неисправном спидометре в нарушение Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090, Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).
Указанные нарушения были зафиксированы в постановлениях-квитанциях от 27.11.2008 NN66РК 1305852, 66РК 1305854, 66РК 1305853 в отношении водителей, на основании которых в отношении заинтересованного лица составлен акт проверки от 27.11.2008. Указанные материалы были переданы в Прокуратуру г.Первоуральска.
По результатам рассмотрения указанных материалов Прокуратурой г.Первоуральска в отношении ООО "Свердловское автотранспортное объединение" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, о чем вынесено постановление от 09.12.2008.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08. 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит обязательному лицензированию.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами пассажирских перевозок автомобильным транспортом относятся, в том числе, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090, запрещается эксплуатация: автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).
В силу п. 7.4. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) запрещается эксплуатация транспортных средств, в том числе, если не работают предусмотренные конструкцией аварийные выходы и устройства приведения их в действие, спидометр.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Факт эксплуатации транспортного средства при наличии неисправностей и условий, запрещающих его эксплуатацию, подтверждается документами, представленными в материалы дела, и заинтересованным лицом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности имеющихся документов и фактически обстоятельств дела, суд полагает, что в действиях ООО "Свердловское автотранспортное объединение" имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Ссылки ООО "Свердловское автотранспортное объединение" на то, что указанные нарушения носят незначительный характер, не влияют на обеспечение безопасности дорожного движения и не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, судом не принимаются исходя из следующего:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1005 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 названного Федерального закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, совершенными ООО "Свердловское автотранспортное объединение" правонарушениями затрагиваются права граждан на охрану жизни, здоровья, имущества, государственная защита которых также гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 41, 45 Конституции Российской Федерации).
Доводы ООО "Свердловское автотранспортное объединение" о том, что проверенные автотранспортные средства 27.11.2008 вышли на линию в исправном состоянии, со ссылкой на путевые листы на указанный транспорт, судом не принимаются поскольку опровергаются материалами дела, в частности, постановлениями-квитанциями, составленными в отношении водителей транспортных средств, не отмененных и не оспоренных в установленном порядке.
При этом, суд указывает, что отсутствие должного контроля со стороны общества за работой лиц, ответственных за выпуск транспорта на линию, привело к совершению административного правонарушения, в связи с чем отсутствуют основания для освобождения общества от административной ответственности. Основанием же для освобождения от ответственности могут служить, по мнению суда, обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля ООО "Свердловское автотранспортное объединение" при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях надлежащего контроля за исполнением работниками, действующими от имени данного юридического лица, требований в области безопасности дорожного движения.
Доказательств наличия названных обстоятельств ООО "Свердловское автотранспортное объединение" не представлено.
Вместе с тем, при оценке нарушения, выразившегося в несоответствии государственного регистрационного знака требованиям ГОСТ, суд исходит из следующего:
Согласно п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной мерой ответственности за совершение административного правонарушения.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе относятся: наличие события административного правонарушения.
При этом, учитывая, что в силу положений п. п. 1,2 ст. 28.2 КоАП РФ факт административного правонарушения фиксируется в протоколе об административном правонарушении, в котором в том числе указывается место, время совершения и событие правонарушения, данный протокол является основанием для вынесения постановления об административном правонарушении. Указанные требования согласно ч.2 ст. 28.4 КоАП РФ предъявляются и к постановлениями о возбуждении дела об административном правонарушении, принимаемым прокурором.
Согласно ч.1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом, в силу ч.6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Однако, в данном случае указания на то, в чем конкретно выразилось несоответствие государственного регистрационного знака требованиям ГОСТ, равно как и указаний на конкретный ГОСТ, материалы дела не содержат. Не установлено таких обстоятельств и в судебном заседании.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на общую правовую оценку действий ООО "Свердловское автотранспортное объединение", поскольку факт подтвержденных материалами дела других нарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств при наличии неисправностей, запрещающих их эксплуатацию является достаточным основанием для их квалификации по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что факт административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, учитывая, что процессуальных нарушений со стороны заявителя допущено не было, учитывая также, что наказание должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, закрепленным ст. 3.1 КоАП РФ, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния, суд находит возможным применить к ООО "Свердловское автотранспортное объединение" штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, что составляет 30000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Свердловское автотранспортное объединение", расположенное по адресу: Свердловская область, г.Первоуральск, проспект Ильича, д.8/49, ОГРН: 1056601493486, ИНН: 6625035103, к административной ответственности по ч.3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области) в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области;
ИНН получателя 6658033077;
КПП 665801001;
ОКАТО 65401364000;
Счет N 40101810500000010010;
БИК 046577001;
КБК 41511621010010000140.
При отсутствии документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 января 2009 г. N А60-38802/2008-С8
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника