Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 1 сентября 2008 г. N А60-17596/2008-С9
Резолютивная часть решения объявлена 1 сентября 2008 года
Полный текст решения изготовлен 1 сентября 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного Березовского автотранспортного предприятия к отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Березовского городского округа Свердловской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности 66 N 012007 от 03.04.2008,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Томашов С.А., представитель по доверенности от 20.08.08
от заинтересованного лица: Хмыльнин А.В., представитель по доверенности от 26.05.08
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены, в том числе право на отвод. Отводов составу суда не заявлено.
От заявителя поступило ходатайство о восстановление срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Судом причины пропуска срока на обжалование признаны уважительными, в связи с чем ходатайство о его восстановлении удовлетворено.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2008 рассмотрение дела отложено на 01.09.2008 в связи с удовлетворением ходатайства заинтересованного лица об отложении судебного разбирательства.
Государственное Березовское автотранспортное предприятие (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 012007 серии 66 от 03.04.2008, вынесенного отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Березовского городского округа Свердловской области (далее - заинтересованное лицо), о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
Сотрудником ГИБДД Березовского городского округа 18.02.2008 для проверки остановлен автомобиль марки КАМАЗ-43101 государственный номерной знак В161ТХ, используемый государственным Березовским автотранспортным предприятием для осуществления предпринимательской деятельности, а именно - для перевозки опасных грузов.
При проведении осмотра автомобиля сотрудником инспекции установлено, что заявителем при перевозке опасного груза нарушен пункт 4.1.9 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 N 73.
Нарушение указанных правил выразилось в неисправности фонаря автономного питания с мигающими (постоянными) огнями оранжевого цвета.
12.03.2008 старшим инспектором Малковой Е.П. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Данное определение направлено в адрес заявителя посредством почтовой связи исх.N 1260 от 12.03.2008.
На основании выявленного нарушения заинтересованным лицом в присутствии представителя Общества, действующего на основании доверенности N б/н от 27.03.2008, Стениной О.А., составлен протокол об административном правонарушении N 012007 серии 66 от 27.03.2008 и вынесено постановление N 012007 серии 66 от 03.04.2008 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Государственное Березовское автотранспортное предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 150000 рублей.
Заявитель считая, что данное постановление является незаконным, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления N 012007 серии 66 от 03.04.2008. В обоснование своей позиции общество указывает на отсутствие вины юридического лица в совершении вменяемого правонарушения, поскольку требования законодательства в части обеспечения эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии исполнены им полностью.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что требование заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров - Правительство Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, предусмотрено, что перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 N 73 (далее - Правила), устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.
Правила содержат требования к оборудованию транспортного средства (раздел 4.1), к водителям (раздел 5.1), к организации системы информации об опасности (раздел 2.8).
Пунктом 2.8.1 Правил предусмотрено, что система информации об опасности включает в себя следующие основные элементы: информационные таблицы для обозначения транспортных средств (приложение 7.4); аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий (Приложение 7.5); информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице (Приложение 7.6); специальную окраску и надписи на транспортных средствах.
Организация системы информации об опасности возлагается на автотранспортные организации, выполняющие перевозки опасных грузов, и грузоотправителей, грузополучателей (п. 2.8.2 Правил).
В соответствии с пунктом 5.1.9 Правил водитель должен пройти специальную подготовку или инструктаж, иметь при себе свидетельство о допуске к перевозкам опасных грузов.
Согласно пункту 4.1.9 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 N 73, автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь исправный инструмент и оборудование, в том числе два фонаря автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета, которые должны быть сконструированы таким образом, чтобы их использование не могло вызвать воспламенение перевозимых грузов.
Частью 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки СИО, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы СИО либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.
В соответствии с частью 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 18.02.2008 сотрудниками отдела ГИБДД Березовского городского округа на 25км автомагистрали Екатеринбург-Тюмень было остановлено автотранспортное средство марки КАМАЗ-43101 с государственными номерными знаками В161ТХ, управляемое водителем Бабкиным А.В. На указанном автомобиле осуществлялась перевозка опасного груза (топливозаправщик).
В ходе проверки сотрудником ГИБДД было обнаружено, что не работает один фонарь автономного питания оранжевого цвета. Фонарь находился в кабине автомашины.
Указанное правонарушение было квалифицировано проверяющим инспектором как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, в связи с чем составлен протокол об административном правонарушении N 012007 серии 66 от 27.03.2008 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 012007 серии 66 от 03.04.2008.
Поскольку факт совершения обществом вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела: рапортом от 18.02.2008, протоколом об административном правонарушении N 012007 серии 66 от 27.03.2008, постановлением по делу об административном правонарушении N 012007 серии 66 от 03.04.2008, объяснительной инженера Абакумова В.Н., объяснительной водителя Бабкина А.В., - суд полагает, что оспариваемое постановление вынесено заинтересованным лицом правомерно.
Ссылка заявителя на отсутствие вины в совершении вменяемого административного правонарушения судом отклоняется, поскольку из объяснений инженера Абакумова В.Н. следует, что неисправность дополнительного оборудования (фонарь автономного питания с мигающими (постоянными) огнями оранжевого цвета) была вызвана окислением металла контактов, а, значит указанная неисправность могла быть выявлена при проведении своевременной и надлежащей предрейсовой проверки технического состояния дополнительного оборудования.
Вместе с тем, привлечение к административной ответственности возможно при совокупности двух условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, и соблюдении процедуры привлечения к ответственности.
Статья 28.2 КоАП РФ регламентирует содержание протокола об административном правонарушении, порядок его составления и обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности правовые возможности для защиты его прав и законных интересов. Несоблюдение требований указанной статьи при составлении протокола об административном правонарушении является нарушением прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, предусмотренных ст. 25.1, ч. 4 ст. 28.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в рассмотрении дела.
Согласно ч. 3-5 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные вышеуказанным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу ч. 1, 2 ст. 25.4 Кодекса защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Иные лица, не указанные в данной статье (директор филиала, структурного подразделения), не являются законными представителями юридического лица.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является (п. 24 названного постановления Пленума ВАС РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, и заинтересованным лицом не отрицается, что протокол об административном правонарушении серии 66ЮЛ N 012007 от 27.03.2008 и постановление N 012007 серии 66 от 03.04.2008 по делу об административном правонарушении составлены в присутствии представителя заявителя Стениной Ольги Александровны, действующей на основании доверенности N б/н от 27.03.2008, подписанной от имени предприятия исполнительным директором Дудыревым А.А.
Протокол и постановление вручены под расписку названному представителю, в адрес юридического лица указанные акты не направлялись.
Вместе с тем доверенность на имя Стениной О.А. от 27.03.2008 не содержит указание на право последней представлять интересы юридического лица в конкретном административном деле, а определяет ее общие полномочия на представление интересов предприятия в ГИБДД г. Березовский.
Поскольку указанная доверенность не свидетельствует о предоставлении полномочий на участие в конкретном административном деле, Стенина О.А. не может рассматриваться как надлежащий представитель юридического лица при ведении административного дела.
Таким образом, юридическое лицо Государственное Березовское автотранспортное предприятие не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении отсутствовал законный представитель заявителя, при этом отделом ГИБДД, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств надлежащего извещения законного представителя предприятия о времени и месте составления рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку заинтересованное лицо полагало, что Стенина О.А. является надлежащим представителем лица, привлекаемого к ответственности .
Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реализации предприятием своих прав, установленных ст. 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется, исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Государственного Березовского автотранспортного предприятия о признании незаконным и отмене постановления N 012007 серии 66 от 03.04.2008 по делу об административном правонарушении, вынесенного отделом ГИБДД Березовского городского округа Свердловской области, следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования Государственного Березовского автотранспортного предприятия о признании незаконным и отмене постановления N 012007 серии 66 от 03.04.2008 по делу об административном правонарушении, вынесенного отделом ГИБДД Березовского городского округа Свердловской области, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление N 012007 серии 66 от 03.04.2008 по делу об административном правонарушении, вынесенное отделом ГИБДД Березовского городского округа Свердловской области.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 1 сентября 2008 г. N А60-17596/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника