Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 января 2009 г. N А60-39339/2008-С5
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2009 г. N Ф09-856/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 30 декабря 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 13 января 2009 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокуратура Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга к Открытому акционерному обществу "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина, г. Екатеринбург"
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, Территориальное управление Росимущества по Свердловской области
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: В.А.Бякшев, помощник прокурора, уд. N 162366,
от заинтересованного лица: Е.В.Салтыков, паспорт серии 6502 N 676054, ведущий юрисконсульт, представитель по доверенности от 10.12.2007 N 88/60,
от третьих лиц:
от Главного Управления МЧС России по Свердловской области - Э.С.Лукоянов, заместитель начальника управления - начальник отдела, уд. от 25.12.2008 N 04493, представитель по доверенности от 26.05.2008 N 2322-10,
от Территориального управления Росимущества по Свердловской области - А.В.Прядеин, ведущий специалист - эксперт 1 категории, уд. от 12.07.2007 N 90, представитель по доверенности от 14.04.2008 N АЛ-2620.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга просит привлечь открытое акционерное общество "Машиностроительный завод имени М.И.Калинина, г. Екатеринбург" (далее - ОАО "МЗиК") к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов, а также с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Заинтересованное лицо представило отзыв, полагает, что допущенные нарушения носят незначительный характер, и в целом не препятствуют эксплуатации защитного сооружения в соответствии с назначением, нарушения являются устранимыми. Представитель заинтересованного лица пояснил также, что осуществлены действия по устранению недостатков, а именно составление плана устранения недостатков в убежище на 2009 год.
Представитель Главного Управления МЧС России по Свердловской области отзыв не представил, пояснил, что нарушения правил содержания защитного сооружения, выявленные в ходе проверки, носят существенный характер и не позволяют привести защитное сооружение в готовность к приему укрываемых в установленное время, на заинтересованное лицо возложена обязанность по сохранению защитного сооружения и содержанию его в исправном состоянии.
Представитель Территориального управления Росимущества по Свердловской области отзыв не представил, поддерживает позицию заявителя.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
В период с 02.12.2008 по 10.12.2008 прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проведена проверка ОАО "МЗиК" по факту использования находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда - защитного сооружения гражданской обороны (инвентарный N 416546) по адресу: г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, 18 (2-ой км.), с нарушением норм и правил эксплуатации и содержания.
В ходе проверки установлено, что помещение защитного сооружения - убежище N 6 (инвентарный N 416546-ВУ-АIII-160) с оборудованием и инвентарем общей площадью 84 кв. м, вместимостью 160 человек, класс убежища - III, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, 18 (2-ой км.), находится в ведении и используется ОАО "МЗиК" с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года N 583 (далее - Правила), Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 575 от 21.07.2005 (далее - Порядок).
В частности, помещение не герметично, акт проверки на герметичность не представлен (п. 3 раздела 2 Порядка, п. 3.2.1, 4.4 Правил), элементы инженерных систем не окрашены в соответствующие цвета (п. 3.2.10 Правил), на стенах покрасочный слой осыпается, отсутствует емкость для запаса воды.
По результатам проверки помощником прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга составлен акт проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны от 02.12.2008 г., прокурором Орджоникидзевского района города Екатеринбурга вынесено постановление от 10.12.2008 о возбуждении в отношении ОАО "МЗиК" дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч.2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "МЗиК" к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Убежище противорадиационного укрытия N 41.6546 является объектом защитных сооружений гражданской обороны, на которое распространяются требования Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", нормы и требования, предусмотренные Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. N 1309, Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 575 от 21.07.2005, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года N 583, регулирующих специальные условия (правила) эксплуатации объектов гражданской обороны.
Статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, во исполнение требований Федерального закона "О гражданской обороне" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. N 1309, согласно которого определяется порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В соответствии с п. 13 Постановления в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Указанные требования закреплены и в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 575 от 21.07.2005, Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года N 583.
Согласно п. п. 1.3 - 1.8 указанных Правил в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО), назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости. Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации).
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают НГО организаций, на учете которых они находятся.
Из указанных положений следует, что обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находятся ЗС ГО.
Согласно выписке из реестра федерального имущества N 3077 от 24.11.2008 защитное сооружение ГО ВУ встроенное убежище АIII-160 инв. N 416546-66, расположенное про адресу: г. Екатеринбург, пр.Космонавтов,2-й км,. Цех N 50, N 6 находится в федеральной собственности.
Статус защитного сооружения гражданской обороны, как объекта гражданской обороны, подтверждается наличием паспорта убежища (в материалах дела имеется паспорт убежища - противорадиационного укрытия - N 41.6546 на эксплуатируемое обществом защитное сооружение). Из данного документа, а также Договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также о выполнении мероприятий гражданской обороны от 05.07.1995, следует, что ОАО "МЗиК" является организацией, на учете которой находится защитное сооружение, организацией, эксплуатирующей данный объект. Соответственно, именно на данное общество возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений).
В соответствии с ч.2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, является административным правонарушением в области охраны собственности и влечет взыскание административного штрафа, применительно к юридическим лицам - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Факт нарушения правил содержания защитных средств и сооружений гражданской обороны подтверждается материалами дела.
Довод заинтересованного лица, о том, что акт проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны от 02.12.2008 г. не может являться доказательством по делу, т.к. не соответствует утвержденной Приказом МЧС N 583 от 15.12.2002 форме, судом отклоняется, поскольку несоблюдение формы не опровергает факт наличия правонарушения, которое подтверждается материалами дела.
Заинтересованное лицо также указывает на отсутствие вины общества во вменяемом правонарушении, поскольку содержание защитного сооружения в надлежащем состоянии требует материальных затрат, обязательства по финансированию которых у него отсутствуют.
Данный довод судом отклоняется. Согласно п. п. 1 п. 2 Договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также о выполнении мероприятий гражданской обороны от 05.07.1995, который подписан сторонами, в том числе и директором заинтересованного лица, ОАО "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина г. Екатеринбург" (правопреемник - АООТ "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина") обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по назначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации в состав расходов, связанных с производством или реализацией, включаются, в частности, расходы на гражданскую оборону в соответствии с российским законодательством.
Порядок возмещения такого вида расходов прописан в действующем Постановлении Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне". В соответствии с п. 2 этого документа расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в п. 1 этого же Постановления, финансируются, в частности, организациями (за исключением бюджетных) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной. Финансирование заключается в отнесении таких затрат на себестоимость товаров, работ или услуг.
Таким образом, если расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне не финансируются из соответствующих бюджетов, то организация имеет право учесть их по пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии подтверждающих документов.
Кроме того, судом также учтено, что доказательства обращения ОАО "МЗиК" в орган по управлению федеральным имуществом, либо в соответствующий орган, осуществляющий управление гражданской обороной, для выделения средств на финансирование ремонтных работ в помещениях ЗС ГО, замены необходимого оборудования заинтересованным лицом суду не представлены.
Учитывая изложенное, рассматриваемые действия лица, привлекаемого к административной ответственности, нарушают установленный законом порядок использования находящихся в федеральной собственности объектов нежилого фонда, направленный на обеспечение рационального использования федерального имущества. Такое нарушение запретительных норм посягает на охраняемые общественные отношения, создавая угрозу их существованию, препятствует осуществлению контроля за использованием федеральных объектов недвижимости.
Доказательств того, что у заинтересованного лица не имелось возможности для соблюдения норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, а также того, что им были приняты все зависящие от него меры по правовому использованию объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, суду не представлено.
С учетом отмеченного, суд приходит к выводу о том, что действия ОАО "МЗиК" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, а вина Общества в совершении данного правонарушения подтверждения имеющимися в деле доказательствами.
При определении степени вины общества суд принимает во внимание все фактические обстоятельства, наличие действий, направленных на добровольное устранение правонарушения и полагает возможным в качестве наказания за правонарушение определить штраф в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь открытое акционерное общество "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина г. Екатеринбург" (местонахождения: 620017, г. Екатеринбург, пр.Космонавтов, 18, ИНН 6663003800, ОГРН 1026605624451) к административной ответственности по ч.2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Код бюджетной классификации 41511621010010000140
ИНН получателя 6658033077
КПП 665801001
ОКАТО 65401364000
Счет N 40101810500000010010
БИК 046577001
Получатель УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области).
При отсутствии документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 января 2009 г. N А60-39339/2008-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника