Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 7 ноября 2007 г. N А60-26744/2008-С6
По-видимому, в реквизитах настоящего Решения допущена опечатка. Дату следует читать как "7 ноября 2008 г."
Резолютивная часть решения объявлена 5 ноября 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 7 ноября 2008 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Агрофирма "Ключики" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области
3-е лицо: Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области о возврате (зачете) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
при участии в заседании:
от заявителя: Т.А. Кобякова, юрисконсульт, доверенность N 366 от 16.09.2008, паспорт 65 02 215288;
от заинтересованного лица: И.А. Ефимов, специалист 1 категории, доверенность N 03-08/24916 от 01.08.2008, паспорт 65 03 319924;
от 3-го лица: Т.А. Горкунов, представитель по доверенности N 56-Д от 15.04.2008, паспорт 65 01 972793.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 25.09.2008 дело было назначено к слушанию в предварительном судебном заседании.
В предварительном судебном заседании 05.11.2008 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, и, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Агрофирма "Ключики" (далее - ЗАО "Агрофирма "Ключики") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области произвести зачет (возврат) ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 100895 руб.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил предмет заявленных требований и просит признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области N 295 08-58/27852 от 22.08.2008 об отказе в осуществлении зачета (возврата), а также обязании налоговой инспекции произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по ОПС код 18210202020062000160 по платежным поручениям N 728, 729, 730 от 29.07.2008 в сумме 100895 руб. в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на ОПС код 18210202020061000160 на накопительную часть пенсии.
Уточнение заявленных требований судом принято.
Кроме того, ЗАО "Агрофирма "Ключики" дополнило заявленные требования и просит обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области возместить ЗАО "Агрофирма "Ключики" пени на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3168 руб. 57 коп.
Ходатайство о рассмотрении дополнительного требования отклонено, поскольку в силу требований ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, а также увеличить или уменьшить размер исковых требований. В данном случае ЗАО "Агрофирма ключики" заявило дополнительные требования, в связи с чем указанное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Заинтересованное лицо представило отзыв, против удовлетворения заявленных требований возражает, при этом полагает, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное не может быть произведен налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области представило отзыв, требования заявителя поддерживает.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, арбитражный суд установил:
29.07.2008 платежными поручениями N 728, 729, 730 ЗАО "Агрофирма "Ключики" произведены платежи в общей сумме 100895 руб. 00 коп. в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за апрель, май, июнь 2008 г.
В результате ошибки заявителя в платежных поручениях был указан неверный КБК - 18210202020062000160 (пени на накопительную часть трудовой пенсии), в результате чего у ЗАО "Агрофирма "Ключики" возникла переплата по уплате пени и задолженность по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии. Данное обстоятельство налоговой инспекцией не оспаривается, а также подтверждается Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области (письмо от 11.08.2008 N 16/04-6511).
12.08.2008 Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете ошибочно перечисленных страховых взносов по ОПС код 18210202020062000160 в сумме 100895 руб. в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование код 18210202020061000160 на накопительную часть пенсии.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области решением N 295 08-58/27852 от 22.08.2008 отказала в осуществлении зачета пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в уплату налога, указав на отсутствие правовых оснований для проведения зачета (возврата) по вышеуказанному заявлению.
По мнению заинтересованного лица, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации и не являются составной частью единого социального налога, поэтому положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Полагая, что решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области об отказе в осуществлении зачета ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по ОПС код 18210202020062000160 по платежным поручениям N 728, 729, 730 от 29.07.2008 в сумме 100895 руб. в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на ОПС код 18210202020061000160 на накопительную часть пенсии является незаконным, ЗАО "Агрофирма "Ключики" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Однако изложенная позиция налогового органа является ошибочной исходя из нижеследующего.
Действительно, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения. Вместе с тем в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов для органов Пенсионного фонда Российской Федерации законодатель не установил.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 2 Федерального закона предусматривает, что законодательство об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации состоит, в том числе, и из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, порядок осуществления зачета (возврата) излишне уплаченных сумм сборов (страховых взносов) регулируется в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Следовательно, зачет ошибочно уплаченных страховых взносов должен производиться налоговыми органами в аналогичном порядке.
Более того, Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 168-н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" определено, что администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Приказа следует читать как " N 168н"
Администраторы соответствующих поступлений осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Возврат плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений.
Согласно приложению 11.1 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда РФ относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (код 182).
Из вышеназванных норм следует, что налоговый орган наделен полномочиями для принятия решения о зачете (возврате) ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Факт ошибочной уплаты обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по ОПС код 18210202020062000160 (пени на накопительную часть трудовой пенсии) в размере 100895 руб. материалами дела подтвержден. Указанная сумма была перечислена 29.07.2008 платежными поручениями N 728, 729, 730.
Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области представлен реестр учета платежей страхователей, согласно которому сумма 100895 руб. поступила по назначению и числиться как уплата пени.
Таким образом, факт ошибочной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по ОПС код 18210202020062000160 (пени на накопительную часть трудовой пенсии) подтвержден материалами дела, сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах, требования закрытого акционерного общества "Агрофирма "Ключики" подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области в пользу заявителя.
Уплаченная заявителем при подаче заявления в суд государственная пошлина в сумме 1517 руб. 90 коп. на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования закрытого акционерного общества "Агрофирма "Ключики" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области N 295 08-58/27852 от 22.08.2008 об отказе в осуществлении зачета (возврата).
Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по ОПС код 18210202020062000160 (пени на накопительную часть трудовой пенсии) по платежным поручениям N 728, 729, 730 от 29.07.2008 в сумме 100895 руб. в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на ОПС код 18210202020061000160 на накопительную часть пенсии.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области в пользу закрытого акционерного общества "Агрофирма "Ключики" 2000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Возвратить закрытому акционерному обществу "Агрофирма "Ключики" из доходов федерального бюджета государственную пошлину в размере 1517 руб. 90 коп. , уплаченной по платежному поручению N 945 от 15.09.2008 в составе суммы 3517 руб. 90 коп. Подлинник платежного поручения остается в материалах дела, поскольку государственная пошлина возвращается частично.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 ноября 2007 г. N А60-26744/2008-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника